Разделы
Материалы

Инаугурационная речь

Двухлетие инаугурации Президента Украины Виктора Ющенко, состоявшейся 23 января 2005 г., не стало поводом для торжеств. Вызвав при этом немало раздумий и умозаключений.

Как писал известный американский политолог Самуэль Хантингтон: "Группы, выходящие на политическую арену и притязающие на более высокое положение в обществе, и институты, негибкие и не поддающиеся изменению, — вот тот материал, из которого делаются революции". В 2004 г. такой новой социальной группой был средний класс, который увидел в Викторе Ющенко силу, способную защитить его интересы во власти.

Однако результаты получились прямо противоположные. Во-первых, Ющенко сделал ставку на рассредоточение власти, передав ее своим многочисленным родственникам и друзьям. Конечный результат известен — теперь власть сконцентрирована в руках Виктора Януковича. Во-вторых, назначив Тимошенко премьером и поддержав ее популистскую политику, Ющенко переориентировался на маргинальные социальные группы, более многочисленные, но менее активные. В результате наиболее ощутимый удар в 2005 г. получил все тот же средний класс.

Тем не менее, из любого исторического поражения всегда можно сделать выводы, которые могут привести к победе в дальнейшей перспективе. Здесь уместно вспомнить замечание Виктора Пелевина о том, что в первую очередь важно знать, не куда бежать, а откуда. С этой точки зрения, два года правления Ющенко были для среднего класса болезненным путешествием из плена иллюзий. Горькие разочарования необходимы для того, чтобы осознать свою собственную миссию, выдвинуть иных (по внутреннему содержанию) лидеров и создать идеологию и институты, с помощью которых можно взять власть в стране.

"Что, если не полная безысходность положения, удесятеряя тем самым силы рабочих и крестьян, открывает нам возможность иного перехода к созданию основных посылок цивилизации, чем в остальных западноевропейских странах", — писал Ленин в 1917 г. Что, если не угроза потерять свое лицо, свой бизнес и свои ценности, скажем мы сейчас, толкает средний класс к тому, чтобы радикальным образом разрешить те проблемы, которые вывели его в ноябре 2004 г. на Майдан?
Главные враги в этой ситуации — неверие в свои силы и апатия. Наконец пора понять, что нельзя реализовать свободу и справедливость, воспользовавшись существующим государственным аппаратом. Это был самый главный урок "первой Оранжевой революции", о котором два года назад еще мало кто догадывался.