Между оппозицией и властью нет никакой разницы
Выход Юрия Луценко на свободу — отличный повод для оппозиции пересмотреть свои ошибки
Президент аккурат в праздник Благовещения подписал удивительный по символичности указ. На свободу вышли сразу два бывших министра: экологии — Георгий Филипчук, обратившийся с просьбой о помиловании, и один из "полевых командиров Майдана" Юрий Луценко. Последний ни о чем не просил, но также был освобожден, пробыв за решеткой 832 дня. Без малого 119 недель. Экс-глава МВД покинул Менскую колонию в прекрасном расположении духа, пообещал не размениваться на месть, не претендовать на булаву и, засучив рукава, помогать силам, противостоящим Виктору Януковичу, отрешить его от власти.
Слушая Луценко, сравниваю его с Яценюком и Кличко. Увы, впечатление не в пользу лидеров парламентских фракций. И если бы не непогашенная судимость, грозящая в любой момент по очередной прихоти Банковой закончиться новым арестом, можно было бы говорить о старой новой звезде отечественной политики.
Луценко на пороге колонии сказал, что не планирует мешать союзу оппозиционных лидеров
Хочется себя ущипнуть, но, кажется, истеричная и нерешительная оппозиция получила инъекцию здравого смысла. Тем более Юрий Витальевич прямо на пороге колонии сказал, что не планирует мешать союзу оппозиционных лидеров вести дело к победе в 2015-м. Загвоздка в малом — едином кандидате и чест-ном разговоре с украинцами.
Пока же оппозиция в смысле провозглашаемых идей гола и боса. "Батькивщина" в неистребимых традициях тандема Тимошенко – Турчинов эксплуатирует социал-популизм, зачем-то включив в список требований на митингах отмену пенсионной реформы. Бабушек и дедушек от этого на демонстрациях больше не стало, зато несколько знакомых предпринимателей средней руки решили на протесты не ходить. Вранье, склоки и пустые обещания уже однажды привели к власти Януковича. Второй победы не хочется, иначе эта музыка будет вечной.
"УДАР" при этом многозначительно молчит. Виталий Кличко манкирует лидерским званием, прогуливая раз за разом все региональные этапы "всенародного восстания". Но его президентский рейтинг растет, нервируя лидеров "стаи товарищей".
Парламентские националисты, наоборот, говорят громко, точнее, еще громче. Регистрируют законопроекты о введении семилетнего уголовного наказания за аборт или интересуются у секретариата парламента национальным составом депутатского корпуса. Как будто наличие в политике 78% депутатов или министров с фамилиями Литвин, Мартынюк, Бойко или Колесниченко и есть искомая "украинская Украина".
Главная проблема оппозиции в том, что общество не воспринимает ее большую часть как реальную альтернативу нынешнему криминально-региональному олигархату. Марки автомобилей, бренды одежды и гаджетов, места отдыха и культурные приоритеты многих "антисемейных" ничем не отличаются от "семейных".
Безответственность проскальзывает как в глобальных проблемах вроде пенсионной реформы, медицинского страхования или Налогового кодекса, так и в "мелочах", из которых состоит жизнь рядового избирателя. Мартовский снег показал не только слабость столичного градоначальника, но такое же бессилие — пусть и на интеллектуальном уровне — его оппонентов. Они не удосужились даже на бумаге сформулировать несколько альтернативных разумных решений.
И если ответ на вопрос "что делать?" в программах оппозиционных сил еще можно найти, то ответ на вопрос "как?" — вряд ли. Реальных пошаговых действий в случае прихода к власти нет. Поэтому граждане и пассивны. Не приемля действующую власть (результаты парламентских выборов — тому доказательство), они не хотят поддерживать и профессиональных болтунов. А иных и не видно.
Идея, озвученная еще полгода назад Олесем Донием, о создании "Народной Рады" из оппозиционно настроенных сил (фракций в Верховной Раде, внепарламентских партий, общественных движений, молодежи, интеллектуалов, "свободных радикалов") с реальным механизмом сотрудничества и акциями прямого действия и может быть инструментом изменения ситуации. Получится ли — зависит от истинности намерений. Мяч на стороне политиков.
Вахтанг Кипиани, главный редактор сайта "Историческая правда"