Разделы
Материалы

В чем украинцам не стоит уповать на власть

Большинство проблем украинцам легче решить самостоятельно, не рассчитывая на власть

Всеукраинский субботник удался на славу. Пока политики с вениками и лопатами старательно позировали перед телекамерами, а пользователи социальных сетей обличали власть, принудительно выгоняющую школьников и госслужащих на уборку территорий, волонтеры общественной организации "Зробимо Україну чистою" без скандалов и партийных транспарантов навели порядок в 306 городах страны. Пока премьер пытался разобраться, как правильно надеть перчатки, активисты собирали мусор и сажали деревья.

Обычный субботник вновь обнажил разницу между государственными и общественными попытками сделать жизнь лучше. Ранее эту разницу подчеркнул небывалый снегопад и десятибалльные пробки на дорогах. В такие моменты понимаешь, что помощь придет не от людей в форме, а от водителей тех же джипов, которые, как правило, ассоциируются исключительно с парковкой на тротуаре и ездой на красный свет.

Для начала хотя бы смажьте петли скрипучей двери в вашем подъезде. Эта отнимет меньше времени, чем написание гневного поста о бездействующем ЖЭКе

Не так давно в центре Киева с помпой открыли несколько велосипедных парковок. Чиновники обещали превратить украинскую столицу в Амстердам или Копенгаген. Но ничего не вышло. Доехать к стоянке велосипедов по дороге без велополосы опасно для жизни, из городского транспорта велосипедисту подходит только электричка, а оставлять двухколесного друга без присмотра рискованно. Теперь конструкции мирно ржавеют, некоторые из них уборщицы используют для сушки тряпок. Цена вопроса — 40 000 гривен за три десятка велопарковок.

Пока власть расписывала перспективы экологического транспорта, в небольшом киевском лесу недалеко от моего дома состоялись детские велогонки. Это частная инициатива. Сотни радостных детей, их счастливые родители, здоровый дух соревнований — вполне европейская картина. Цена этого вопроса — полиэтиленовые ленты для обозначения маршрута и небольшие подарки от спонсоров.

Казалось бы, очевидный вывод: несостоятельна именно нынешняя власть. Но это не так. Никакая власть не нанесет лесной родник на "Викимапию", не выложит велосипедный трек на "Викилок", не додумается превратить заброшенный цех в арт-пространство. На такое способны только энтузиасты, и это утверждение верно не только для Украины. В свое время Олимпийские игры возродил не какой-нибудь комитет по вопросам спорта, а общественный деятель Пьер де Кубертен. "Ликийскую тропу" — популярный туристический маршрут на юге Турции придумала английская туристка Кейт Клоу. Турецкие власти лишь поддержали ее идею. Украинцам остается лишь задавать риторический вопрос: что мешало сделать такое же в нашем Крыму?

Конечно, энтузиаст может улучшить жизнь разве что своего маленького "клуба по интересам". Но ведь именно из таких ячеек и состоит общество. Моя знакомая выкладывает в сеть самостоятельно сделанную подборку нестандартных правил дорожного движения во всех странах Европы, хотя далеко не каждый украинский водитель собирается ехать, например, в Андорру. Мы с женой работаем над подробной книгой о реках вокруг Киева, хотя водный туризм в нашей стране менее популярен, чем литрбол на берегах.

Часто любителям или общественным инициаторам приходится защищать плоды своего труда от тех, кто находится за пределами его "клуба по интересам". Например, волонтеры проекта "ВелоКраїна" ставили маркировочные таблички велосипедных маршрутов в Карпатах. Через какое-то время многое пришлось переустанавливать заново, поскольку их своими объявлениями заклеивал местный производитель кирпича, используя в качестве рекламного носителя. Аналогичные столбы пеших маршрутов, которые в горах сооружали активисты организации "Карпатські стежки", срубали топором браконьеры, которым не нужны были нежеланные гости в местах их промысла. Наверное, со временем, когда критическая масса прохожих станет туристами, а не браконьерами, сработает эффект масштаба. Известно ведь, что человек плюнет скорее туда, где уже наплевано, а не на чистое место.

Энтузиасты с деньгами способны на затратные проекты. Их инициатива чаще касается родного села или городка, плоды трудов иногда спорны, но результат в любом случае превосходит казенные попытки ямочного ремонта автотрасс. Примеров масса: банкир Станислав Аржевитин и "село десяти музеев" Колочава, Татьяна Засуха и "киевская Швейцария" в селе Коваливка, Леонид Кучма и шикарный вокзал Новгорода-Северского.

У каждого есть шанс сделать мир лучше. Необязательно дожидаться следующего субботника — для начала хотя бы смажьте петли скрипучей двери в вашем подъезде. Это отнимет меньше времени, чем написание гневного поста о бездействующем ЖЭКе. И принесет пользу не только вам, но и тем, кто живет рядом с вами.

Дмитрий Слинько, редактор отдела Общество