Разделы
Материалы

Как мировая война может превратиться в личное дело каждого

Драма Сергея Лозницы "В тумане" - сложная история о том, что особенно важно оставаться человеком тогда, когда всем приходится быть жестокими, пишет на Фокус.ua обозреватель отдела культуры журнала "Фокус" Юлия Куприна

1942 год, оккупированное село где-то в белорусской глубинке. Однажды поздним вечером за мирным жителем Сущеней приходят партизаны Буров и Войтик. Отряд решил, что Сущеня – предатель, и теперь ему предстоит умереть. И хоть Сущеня не виновен, а просто является жертвой обстоятельств, оправдаться он не может, поэтому принимает свой приговор. Троица отправляется в лес, но напарывается там на полицейский наряд. В итоге казнь предателя, задуманная как быстрая тихая расправа, превращается в длинное мучительное путешествие по лесу. За это время каждый из героев успеет вспомнить свою историю, а зритель – понять, что не все так однозначно, как казалось в самом начале.

Лозница снял довольно простой по структуре и вроде бы лаконичный по сюжету фильм. Но за этими простотой и лаконизмом скрываются драмы такой тяжести и такого размаха, что и Шекспир мог бы позавидовать

Режиссер Сергей Лозница экранизировал повесть "В тумане" Василя Быкова и собрал за свою картину множество фестивальных наград, в том числе – приз Фипресси на прошлогоднем Каннском кинофестивале и главный приз Одесского кинофестиваля. "В тумане" Лозницы – абсолютно фестивальное произведение, массового зрителя фильм вряд ли привлечет. "Ни одного взрыва", - комментировали некоторые зрители увиденное на премьерном показе "В тумане" в Одессе. В фильме также нет экшена и очень мало диалогов. Зато много живописно выстроенных длинных кадров и тонкой работы с характерами героев – они раскрываются постепенно, в ретроспективных отступлениях, которые еще больше замедляют движение истории, но создают эффект глубины. Оказывается, что Сущеня, например, вовсе не безропотная жертва. А мотивация его палачей не такая уж благородная, какой должна бы быть, да и сомнения им не чужды.

К финалу выясняется, что Лозница снял довольно простой по структуре и вроде бы лаконичный по сюжету фильм. Но за этими простотой и лаконизмом скрываются драмы такой тяжести и такого размаха, что и Шекспир мог бы позавидовать. Ну и те зрители, которые следили лишь за количеством взрывов в фильме и ни одного не увидели, смотрели не очень внимательно. На самом деле в той части картины, которая рассказывает историю партизана Бурова, один взрыв все же есть. Но Лозница, кажется, мог бы обойтись и без него. Спецэффекты ему заменяют туман и тишина, которые выглядят страшнее, чем привидения в фильмах ужасов, и звучат громче, чем тысячи взрывов в боевиках.

Фокус.ua