Разделы
Материалы

Как дорого может обойтись выяснение отношений

В прокат вышел фантастический экшен "Земля после нашей эры" - философская притча о том, что даже когда угроза жизни вполне реальная, страх все равно остается личным выбором каждого, пишет на Фокус.ua обозреватель отдела культуры журнала "Фокус" Юлия Куприна

После того, как люди разрушили экологию Земли, им пришлось переместиться на другую планету. Местные жители оказались не рады такому визиту и наслали на гостей слепых кровожадных чудовищ, способных обнаруживать человека по феромонам страха. В ответ люди организовали отряды "масок" - воинов, умеющих контролировать свой страх. Самый смелый из них, практически живая легенда, генерал Сайфер Рейдж как раз вернулся из очередной экспедиции. Дома его ждут жена и сын-подросток, который мечтает пойти по стопам отца, но в боевой отряд его пока не берут. Отец с сыном видятся редко, почти ничего друг о друге не знают и общаются скорее как командир с рядовым – короткими приказами и выкриками "Есть, сэр!". Чтобы как-то наладить контакт, Сайфер решает взять сына в короткую командировку на соседнюю планету.

Это психологический триллер о том, могут ли люди слышать и понимать друг друга, по сюжету от этой способности иногда зависит человеческая жизнь

Режиссер М. Найт Шьямалан снял первый после провального "Повелителя стихии" фильм. Еще до выхода "Земли после нашей эры" кинокритики делали ставки: сможет ли Шьямалан вернуться в большое кино или, наоборот, окончательно угробит свою карьеру. Для возвращения режиссер выбрал проект Уилла Смита – актер выступил сценаристом, сопродюсером, а также сыграл одну из главных ролей. Вторую главную роль – Китая Рейджа – сыграл сын Уилла Смита Джейден. Бюджет картины $130 млн.

В итоге получился довольно неоднозначный фильм. Он очень красив визуально – Шьямалану всегда удавались пейзажные панорамы и работа с природными явлениями вроде воды или снега. Но при этом некоторые спецэффекты выглядят натянуто. В фильме, например, среди действующих персонажей много животных – обезьяны, леопарды, орлы. И по ним заметно, что на дрессировщиках продюсеры решили сэкономить, заменив живых зверей компьютерными моделями.

При желании в "Земле после нашей эры" можно найти даже несколько содержательных слоев. Во-первых, это классическая драма взросления: подростку Китаю нужно преодолеть много трудностей, чтобы понять себя, поверить в свои силы и переоценить отношения с отцом. Во-вторых, это психологический триллер о том, могут ли люди слышать и понимать друг друга, по сюжету от этой способности иногда зависит человеческая жизнь. Ну и в-третьих, это философская притча о том, что угроза жизни вполне может быть реальной, но испытывать при этом страх или нет – всегда личный выбор человека.

Конечно, при всей смысловой глубине Шьямалан не всегда может удержаться от пафоса. Как не смог и Уилл Смит еще в сценарии – от бессмысленных фраз вроде: "Гравитонные вибрации бывают перед нарастанием масс". Но ленту это удивительным образом не портит, а наоборот – добавляет ей обаяния. Особенно, если во время просмотра помнить о том, что роли отца и сына исполняют реальные отец и сын, и воспринимать весь фильм как зрелищное и дорогостоящее, но все же семейное выяснение отношений.

Фокус.ua