Разделы
Материалы

Проблемные округа. Депутаты боятся мелких поражений накануне президентской кампании

Парламентарии не назначают дату выборов в пяти проблемных округах из-за страха мелких поражений накануне старта президентской кампании

Знаменитая формула беззаботной жизни "Хочешь быть счастливым — будь им" нашла в украинском политическом контексте свою интерпретацию. И выглядит она приблизительно так: не можешь выиграть выборы — отмени их или вообще не назначай. Собственно это и произошло в тех проблемных округах, где даже грубые фальсификации не смогли обеспечить власти нужный результат на парламентских выборах, а "ненужный" Центральная избирательная комиссия попросту аннулировала. Вероятно, тот же сценарий планируется и в Киеве. Выборы в столице рассчитывают перенести на 2015-й год, хотя город уже больше года без мэра, а пятилетние полномочия депутатов местного совета истекли 2 июня.

Конечно, выборы в Киеве и выборы в пяти спорных округах стоит рассматривать в разных политико-правовых категориях, но объединяет их одно: твердое нежелание власти проводить праздник народного волеизъявления там, где этот праздник может закончиться "со слезами на глазах". Центральная Украина и столица — традиционная зона электорального риска для Партии регионов. И представители этой силы предпочитают не рисковать. Особенно в преддверии президентских выборов.

Так, шансы на проведение выборов столичного мэра равны нулю. Сколько бы оппозиция ни вносила проектов постановлений о назначении этих выборов, депутаты Киевсовета ни складывали мандаты, а гражданские активисты ни собирали подписи, город может спать спокойно. Конституционный суд лишил киевлян фундаментального права раз в пятилетку избирать городскую власть путем формальной юридической казуистики.

Избирателям пяти округов повезло больше. Парадоксальная ситуация, когда люди проголосовали, но никого не выбрали, взволновала европейцев. Проведение выборов в проблемных округах стало одним из требований знаменитого "списка Фюле" — перечня необходимых условий для подписания Украиной ассоциации с Европейским союзом.

Центральная Украина и столица — традиционная зона электорального риска для Партии регионов. И представители этой силы предпочитают не рисковать

Казалось бы, теперь не о чем спорить. Тем более и власть, и оппозиция поддерживают решение провести голосование в тех злополучных мажоритарных округах. Дело осталось за малым —
назначить дату. Но и тут парламентарии устроили ритуальные танцы вокруг чисто технического вопроса. Оппозиция отказывается проводить выборы летом, ссылаясь на низкую явку избирателей в период отпусков. Власти же такие демарши только на руку. Демонстрируя поддельную готовность провести выборы, в парламентском большинстве с легкой душой перекладывают ответственность на своих визави — мол, это они тормозят процесс. Скорее всего, к дате выборов народные избранники вернутся уже осенью. Час "Ч" для них — ноябрь.

Проблему с округами необходимо устранить до того, как на саммите в Вильнюсе будет решаться судьба соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом.

Но назначить выборы — мало. Их необходимо еще и провести, к тому же с соблюдением элементарных демократических стандартов. С этим у нас, как обычно, проблемы. Чего только стоят недавние местные выборы в Василькове. И оппозиции, которая уверена, что победа в спорных округах у нее уже в кармане, не стоит расслабляться. С округа №132 в Николаевской области снова информируют о наездах силовиков на предприятия потенциального кандидата Аркадия Корнацкого. А в Черкассах в проблемном округе №194 от имени несостоявшегося депутата по результатам осенних выборов уже раздают по 200 гривен за голоса на будущих выборах.

Почему локальные электоральные процессы становятся предметом обсуждения на межгосударственном уровне? Очевидно, даже если власть проиграет эти выборы, в парламентском большинстве мало что изменится. А любой, даже оппозиционный, мэр столицы вряд ли сможет предпринять какие-либо самостоятельные шаги, имея над головой назначенного "сверху" главу Киевской государственной городской администрации и полную обструкцию со стороны центральной власти. Поэтому дело здесь не в личностях, которые могут выиграть, и не в стоимости мандатов, которые могут не достаться партии власти. Проблема в другом — парламентскими или местными эти выборы будут называться только формально, в реальности именно с этого голосования стартует президентская кампания. Никому не нужны поражения в боях местного значения накануне решающего сражения. Так, для власти репутационные риски в случае неназначения выборов менее проблематичны, чем демонстрация слабости своих позиций накануне 2015 года. А для оппозиции процесс требования этих выборов куда более занимателен, чем изнурительная кампания с непредсказуемым результатом. Правда, в этих играх снова страдает единственный ключевой игрок — избиратель.

Александр Черненко
глава Комитета избирателей Украины