Разделы
Материалы

Что происходит, когда убегаешь от реальности

В широкий прокат вышла экранизация культового романа "Пена дней" Бориса Виана в исполнении режиссера Мишеля Гондри – история о том, что даже самая богатая фантазия не поможет убежать от реальности, пишет на Фокус.ua обозреватель отдела Культура журнала "Фокус" Юлия Куприна

Колен молод, красив и богат. Ему не нужно работать. Большую часть времени он проводит за болтовней со своим эксцентричным поваром, наблюдением за домашней мышью, конструированием пианино, с помощью которого можно готовить коктейли, и беседами с другом Шиком, увлекающимся абсурдной философией Жана-Соля Партра. Однажды на вечеринке Колен знакомится с Хлоей – такой же молодой, красивой и легкомысленной. После первого свидания у Колена и Хлои случается любовь, через полгода они женятся. А еще через некоторое время выясняется, что Хлоя неизлечимо больна.

Как Виан играл со словами и абсурдными образами, так и Гондри в своих фильмах преображал реальность с помощью замысловатого монтажа, мультипликации и мастерской работой с подручными материалами

Роман "Пена дней" Борис Виан написал в 1947 году. После войны жизнь во Франции была совсем не радостной, и в противовес реальности Виан выдумал пестрый беззаботный мир, наполненный фантазиями, сюрреализмом, солнечным светом и джазом. Даже мрачную философию экзистенциализма ему удалось перевести в шутку. Правда, так выглядит только первая половина "Пены дней", потому что к финалу из легкой комедии абсурда рассказ переходит к душераздирающей драме.

За экранизацию этого романа кинематографисты брались всего трижды. Третья – как раз нынешняя, исполненная Мишелем Гондри. Французский режиссер прочитал "Пену дней", когда ему было 14, и эта книга повлияла на всю его дальнейшую жизнь. Как Виан играл со словами и абсурдными образами, так и Гондри в своих фильмах преображал реальность с помощью замысловатого монтажа, мультипликации и мастерской работой с подручными материалами. В новой картине он, к примеру, приделывает героям ватные ноги – в таком виде они танцуют выдуманный Вианом скосиглаз. А также создает из пластмассы облако для катания по небу, ставит обеденный стол на ролики, проектирует автомобиль из стекла, устраивает гонки на санях по церкви, запихивает голову повара в холодильник, а философа Жана-Соля Партра сажает в огромную курительную трубку. В общем, придерживается оригинального текста и переносит виановскую игру слов на экран – подобного с "Пеной дней" раньше не делали.

Драма, к которой фильм приходит вслед за текстом книги, удается Гондри так же блестяще. От кувшинки, растущей у Хлои в груди, уменьшающегося в размерах дома и милитаристских кошмаров, с которыми Колен сталкивается на работе, веет пронзительным трагизмом, и мир постепенно теряет краски – в буквальном смысле. У "Пены дней" Гондри есть все шансы стать такой же классикой в кино, какой в литературе уже стала "Пена дней" Виана. Фильму, впрочем, дополнительный шанс дает еще и актерский состав – Колена и Хлою играют Ромен Дюрис и Одри Тоту.