Местный прекариат. В кого превратились украинцы
Многие украинцы считают, что принадлежат к среднему классу, хотя на самом деле являются прекариатом — социально незащищенными людьми без гарантий стабильной работы и определенного будущего
В одном из эпизодов мультсериала "Южный парк" герои оказываются в Воображляндии — чудесном месте, где живут все когда-либо придуманные существа и персонажи. Украина тоже напоминает такое место — страну, населенную воображаемыми героями. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса института Горшенина, согласно которому от трети до половины населения страны относят себя к среднему классу. Такая самооценка граждан, увы, не соответствует реальности.
На деле доходы большинства населения не дотягивают до необходимого уровня. Проще говоря, Украина слишком бедна. По оценкам социологов, всего 5–10% соотечественников зарабатывают достаточно, чтобы претендовать на какое-то сравнение с европейским средним классом. Так, в местных реалиях термин "средний класс" не является синонимом среднего уровня доходов. Скорее речь идет о состоятельных людях со стабильно высокими доходами и ясной перспективой в жизни.
В Украине даже те, кто имеет постоянную работу, находятся в зоне риска. Они тоже прекариат, поскольку не могут быть уверенными в своем будущем
Для украинцев со средним уровнем доходов больше подходит другая социальная категория — прекариат. В переводе с латинского precarius означает "зависимый", "рискованный", "ненадежный". Этот термин стал популярным не так давно и используется для описания нестабильного образа жизни и работы без долгосрочных гарантий и надежного заработка. В конце 90-х известный французский социолог Пьер Бурдье предвидел, что краткосрочная и временная занятость будет распространяться, делая жизнь людей неуверенной и непредсказуемой.
Прогноз подтвердился в 2008 году. Финансовый кризис заставил Евросоюз и США затянуть пояса. Режим жесткой экономии привел к массовым сокращениям как в государственном, так и частном секторе.
Сегодня средний уровень молодежной безработицы в Европе превышает 20%, а в некоторых странах доходит до 56%. И это в относительно благополучных государствах. Все больше наемных работников пополняют ряды рабочей силы с нестабильной занятостью, лишенные каких-либо гарантий и возможности организоваться для защиты своих прав. Многие вынуждены довольствоваться фрилансом, краткосрочными трудовыми договорами или невыгодными контрактами первого найма для вчерашних студентов.
"Прекариат — и не пролетариат, и не средний класс, а нечто среднее между ними", — считает историк Ярослав Грицак. Он заметил странную вещь: в российской, польской и немецкой версиях онлайн-энциклопедии Википедии есть отдельные статьи, посвященные понятию "прекариат". В украинской — термин вообще не упоминается. И это в то время, когда все больше украинцев превращается в прекариат. Особенно молодые люди. Согласно данным Государственной службы занятости, в стране насчитывается 40% безработных в возрасте до 35 лет.
Означает ли это, что молодежь действительно не работает? Вовсе нет. Просто многие молодые люди находят временные подработки и не оформляют трудовые отношения — фрилансят. Как правило, не только вчерашние студенты, но и состоявшиеся специалисты даже рады такой возможности: не нужно каждый день вставать по утрам и ходить на работу, ты сам себе хозяин и начальник.
Но кроме очевидных плюсов есть и незаметные на первый взгляд минусы. Когда нет постоянной занятости, не приходится рассчитывать на социальные гарантии, например, оплаченный работодателем отпуск, больничный или декрет по уходу за ребенком. Не говоря уже о пенсионных накоплениях. К слову, в Украине и многие из тех, кто имеет постоянную работу, находятся в зоне риска. Они тоже прекариат, поскольку не могут быть уверенными в своем будущем. Речь о тех, кто работает неофициально или получает зарплату в конверте. В случае увольнения или болезни все выплаты зависят от устных договоренностей с работодателем.
На этом фоне фантазии половины населения о своей принадлежности к среднему классу выглядят абсурдно. Средний уровень доходов в Украине позволяет вести жизнь прекариата — когда заработка хватает на самое необходимое, а уверенности в завтрашнем дне нет. Фантазии помогают уверенно жить лишь в воображаемой, а не реальной стране.
Виталий Атанасов, обозреватель отдела Общество