Плюсы и минусы Таможенного и Европейского союзов
Какой бы курс Украина ни выбрала — евроинтеграцию или вступление в Таможенный союз, стране придется пройти трудный путь трансформации. Можем провести евроремонт, а можем оштукатурить по-русски
Куда же нам податься — в Европейский союз или все же в Таможенный? ЕС — это политическое, экономическое, правовое объединение государств континента. ТС — лишь зародыш подобного объединения, создаваемый Россией, Беларусью, Казахстаном и, возможно, Арменией. Страны Таможенного союза сейчас ведут переговоры о создании Евразийского экономического союза с единым политическим, экономическим и военным пространством на базе существующих интеграционных объединений. Однако реального прогресса в этом строительстве не наблюдается, более того, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предупредил, что в случае попыток преобразования ТС в политическое объединение и создания наднациональных органов его страна рассмотрит вопрос о выходе из союза. Примерно такой же позиции придерживается и президент Беларуси Александр Лукашенко. Поэтому сравнение ЕС и ТС, мягко говоря, неуместно. В украинско-европейском сотрудничестве ТС соответствует разве что зона свободной торговли с Евросоюзом, являющаяся лишь фрагментом нашего соглашения об ассоциации.
Стабильность режима как раз и обеспечивается тем, что, будучи советским по сути, он одновременно не отрицает европейского устремления тех, кто им недоволен
Учитывая то, сколько времени Украина откладывала проведение реальных экономических реформ, в каком печальном состоянии находятся наша политическая и правовая система, гражданское общество, свободные СМИ, жизнь в европейском предбаннике станет для нас подготовительным классом. Соглашение об ассоциации содержит десятки пунктов, подразумевающих политическую, экономическую, правовую, социальную реформацию, и в случае его подписания нам придется их выполнять. Думаю, неохотно. Думаю, под давлением. Думаю, ко многим решениям не готова не только украинская власть, но и общество, весьма отсталое с точки зрения уважения к собственности, толерантности, умения уважать права меньшинства. Процесс европейской интеграции Украины растянется на десятилетия, но это необходимые шаги к выздоровлению.
Кстати, если мы окажемся в другом предбаннике — таможенном, это тоже не означает, что мы моментально станем похожи на Россию. Преградой к унификации наших экономик могут оказаться совершенно различные требования, предъявленные странам при вступлении в ВТО. Даже если Украине удастся заплатить — с российской помощью, конечно же — многомиллиардные штрафы и вписаться в систему экономических взаимоотношений России, Беларуси и Казахстана, начнется самое трудное — процесс политической и правовой унификации, который может привести к поляризации общественной жизни в самой Украине, противостоянию власти и активной части общества, разногласиям в олигархической среде. Я не вижу в Украине власти, способной со всем этим справиться. Стабильность режима как раз и обеспечивается тем, что, будучи советским по сути, он одновременно не отрицает европейского устремления тех, кто им недоволен, не мешая собственному электорату жить в СССР. В этом смысле украинское общество разительно отличается от российского или белорусского. И если сегодня кто-то в Москве или Киеве этого не понимает, то, окажись Украина в Таможенном предбаннике, сразу же поймет.
Даже если предположить, что власть справится с укрощением общества, на этот унификационный процесс уйдут годы — при том, что сама Россия тоже не будет стоять на месте, кризисные процессы в ней неизбежны, и еще неизвестно, с чем именно мы будем унифицироваться. Поэтому сегодня мы выбираем не союз, а стройку. Если угодно — схему ремонта. Можем провести у себя евроремонт, а можем оштукатурить по-русски. Но ремонтировать все равно придется самостоятельно. Нам самим предстоит превращаться в европейцев или окончательно консервироваться в своем советском прошлом. И то и другое не так уж просто. Мне кажется, что оказаться в европейской семье интереснее, к тому же там мы встретимся со своими соседями по Центральной Европе и имеем шанс дождаться соседей по Европе Восточной — ну не вечно же они будут лукашенизироваться и путинизироваться. Но и тот, кто мечтает о Таможенном союзе и верит, что возникнет Евразийский, должен понимать, что участие в подобном объединении — это не лежание на печи в ожидании дешевых энергоносителей, а тяжелый труд. В европейском случае это будет работа на себя и своих детей, а в евразийском — работа на Путина, Лукашенко, Назарбаева, Януковича, различных олигархов и их детей. Каждый выбирает то, что кажется ему целесообразным.
Виталий Портников, главный редактор канала ТВі