Украинские стартаперы все реже копируют западных специалистов
IT-разработчики теряют интерес к приложениям для путешественников, делая ставку на электронную коммерцию и онлайн-образование, пишет на Фокус.ua глава отборочного комитета IDCEE Игорь Семенов
Сделать такие выводы позволяет анализ 153 стартапов, отобранных из 200 заявок на участие в IDCEE 2013. Разработки, которые будут представлены на Стартап Аллее в нынешнем году, имеют одно серьезное отличие от проектов прошлых лет: почти все они нацелены на коммерческий успех. Это проявляется не только в возросшей экономической грамотности участников, понимающих, как правильно построить бизнес. Важно, что в своих разработках они отталкиваются не от идеи, которой в будущем нужно будет придумать применение, а от потребностей рынка. Соответственно, они ищут не проблему под готовое решение, как это делали их предшественники, а решение под назревшую проблему. А это уже позволяет говорить о соответствии стартапов тенденциям – как глобальным, так и региональным, восточно-европейским.
Стартаперы ищут не проблему под готовое решение, как это делали их предшественники, а решение под назревшую проблему
Большая часть стартапов связаны с разработками в сфере распределенных или облачных вычислений – SAAS (software as service). Эта тенденция сохранилась с прошлого года: тогда таких разработок было 20, сейчас уже 29. Этот рост отражает общемировую тенденцию: в последний год все больше компаний стали частично переносить информацию и наработки в облачные сервисы. Это позволяет им ощутимо сократить расходы на установку и обслуживание дорогих серверов, а также – на развитие собственной корпоративной информационной инфраструктуры. Кроме того, облачные сервисы работают на любой платформе и позволяют платить только по факту за оказанные услуги, а не за использование сервиса в целом. Поэтому и разработки в этой сфере становятся все более востребованными как во всем мире, так и на нашем рынке.
По-прежнему не сдает своих позиций по актуальности электронная коммерция. Проникновение интернета на территории Украины составляет всего 40%, e-commerce – и того меньше: 1,8%. Электронные платежи также развиты недостаточно, и все это вместе означает, что рынку есть куда расти. Судя по тому, что 26 из 153 проектов на Стартап Аллее связанны именно с e-comerce, наши стартаперы понимают перспективность этого направления.
Зато резко упала популярность разработок для социальных сетей – в 2013 году мы получили всего 11 заявок, тогда как в 2012 их было 48. Такое падение интереса к соцсетям среди разработчиков обусловлено состоянием мирового рынка, поделенного между крупными игроками: Facebook, Вконтакте, Weibo, Twitter, – которых очень сложно потеснить. Кроме того, монетизация подобных проектов –сложный и длительный процесс, поскольку для нее необходимо наличие очень крупной аудитории. Поэтому, скорей всего, мы не увидим существенных изменений в социальных сетях в ближайшие несколько лет. Попытаться создать им конкуренцию смогут разве что messaging apps и чаты, позволяющие обмениваться исчезающими сообщениями, фото и видео.
Также сложно конкурировать с крупными игроками рынка и стартапам, создающими игры. Наверное, поэтому в 2013 году мы увидим на нашей Аллее всего три новых разработки. В три раза по сравнению с прошлым годом снизилось и количество новых приложений для онлайн-путешествий. И в этой сфере наблюдаются высокая насыщенность рынка и жесткая конкуренция. Более того: только за последний год в России закрылось несколько проектов. Видимо, это тоже сыграло свою роль в охлаждении разработчиков к сфере онлайн-путешествий.
На глобальном рынке существует еще несколько сфер, занимающих прочное место в интересах разработчиков и пользователей Европы и США. Это образование, экология и здоровье. В 2013 году этими областями заинтересовались и восточно-европейские IT-специалисты. Среди стартапов IDCEE – 7 разработок для online education, программы для более экономного потребления энергоресурсов в быту и приложения для слепых, позволяющие идентифицировать предметы вокруг.
Надо сказать, что с каждым годом мы видим все меньше и меньше копий западных стартапов и все больше самобытных идей и разработок. Конечно, пока восточноевропейские стартаперы не стали трендсеттерами, но у них есть для этого все шансы.