Разделы
Материалы

Сядут все. Как Украина превратилась в Беларусь за двадцать минут

Когда Майдан потерял политическую инициативу, маховик революции закрутился в противоположную сторону. Принятые парламентом законы угрожают всем: от народных депутатов до рядовых симпатиков оппозиции и "фейсбучных революционеров"

Теперь в Украине есть свой "взбесившийся принтер". В свое время так назвали Госдуму Российской Федерации, начавшую продуцировать огромное количество репрессивных, а то и просто мракобесных законов.

Украинская Верховная Рада сегодня тоже постаралась – пакет законов, превративший нашу страну не то в Россию, не то в Беларусь, не то вообще в Туркменистан (сотни принятых поправок еще только изучаются юристами), был проголосован за 20 минут. Давняя мечта Партии регионов сбылась – никакого контроля за персональным характером голосования не было. Голосовали руками, которые никто не считал. Глава "счетной комиссии" Владимир Олийнык на слово верил своему партийному шефу Александру Ефремову и его непримиримому соратнику Петру Симоненко, которые бодро рапортовали о максимальной явке членов ПР и КПУ.

С чего бы не поверить, если самый главный закон дня (если не учитывать новый госбюджет) как раз и был написан Олийныком в соавторстве с коллегой Вадимом Колесниченко. И название у закона соответствующее: "О внесении изменений в закон "О судоустройстве и статусе судей" и процессуальные законы относительно дополнительных мер защиты безопасности граждан". Список граждан не прилагается, хотя такая информация наверняка была бы полезна – ведь всем остальным украинцам в случае вступления данного закона в силу грозят долгие годы тюремного заключения или исправительных работ за, скажем, участие в массовых акциях на Майдане, сбор информации о судьях-коррупционерах или посты в фейсбуке с критикой действующей власти.

Вкратце и по списку. Участие в "массовых беспорядках", под которые вполне подпадает вся активность на Майдане (баррикады, захват админзданий и т.д.), может обернуться 15 годами лишения свободы. Более легкая версия гражданской активности – "групповое нарушение общественного порядка" (скандирование тысячей глоток "Слава Украине!" вполне подпадает под это определение) – это два года ограничения свободы. Минимальная словесная агрессия против правоохранителей на массовых акциях – это чистой воды "нарушение порядка на мирных собраниях", что обернется 10 сутками админсареста. Ровно столько же светит тем активистам, которые от греха подальше закрывают лица масками на акциях протеста. О файерах и камумфляже тоже стоит забыть, и эта норма заденет в первую очередь футбольных фанатов и прочую националистическую публику.

Согласно принятому закону, карается не только дело, но и слово. Так, "распространение экстремистских материалов", под которыми явно подразумевается любой радикально антивластный агитпроп – это до трех лет неволи. Если же кто-то напишет в социальной сети что-то вроде "Я******ч - вор", получит до двух лет по статье "клевета"; по сути, это нововведение в первую очередь направлено против журналистов.

Сотрудники СМИ являются чуть ли не главной "целевой группой" законопроекта. Так, все онлайн-медиа в обязательном порядке должны пройти регистрацию, в противном случае их деятельность будет прекращена, техника – изъята, а собственники – оштрафованы. Распространение антивластных призывов через соцсети тоже не останется безнаказанным, тем более, в объяснительной записке к законопроекту Олийнык и Колесниченко указывают, что "социальные сети приводят к падению уровня морали в обществе". Да что там – провайдеры будут обязаны вообще блокировать доступ к любому сайту, через который "распространяются экстремистские материалы". А всем известное "Банду – геть!" - это тоже своеобразный экстремизм.

Как и следовало ожидать, разработчики законопроекта не оставили без внимания наиболее эффективную протестную инициативу – автомайдан. За передвижение в колонне из более, чем пяти автомобилей будут изыматься не только права, но и сама машина. Принципиально новая норма – до шести лет несвободы за блокирование жилья; регулярные визиты автомайдановцев в Межигорье и окрестности явно заставили понервничать отечественную элиту.

При этом активистам не стоит рассчитывать, что их смогут защитить народные депутаты, как это часто бывало ранее. Процедуру снятия депутатской неприкосновенности (едва ли не важнейшего права для оппозиционных депутатов) упростили – теперь решения профильного комитета ВР не требуется, достаточно рассмотреть и проголосовать вопрос в сессионном зале.

Но, пожалуй, вершина репрессивного законотворчества – положение, по которому любой гражданин может быть осужден заочно (если уклоняется от правосудия). Образно говоря, постучали в дверь, пять минут на сборы, и все – фальсифицировать повестки в Украине научились давно.

Большинство нововведений если не по букве, то по духу соответствуют принятым и уже действующим в России или Беларуси. Вероятно, после рассуждений об "адаптации украинского законодательства к нормам Таможенного союза" украинские законодатели перешли к действиям.

Милан Лелич, Фокус