Фоззи, участник ТНМК, об Олимпиаде в Сочи, Ходорковском и сериале "Оттепель"
Что связывает Олимпиаду в Сочи, помилование главного политзаключенного России Михаила Ходорковского и выход на ОРТ сериала «Оттепель», рассуждает участник группы «Танок на майдані Конґо» Фоззи
Двенадцатисерийный фильм Валерия Тодоровского "Оттепель" вышел в одном соседнем государстве как нельзя кстати. По давней тамошней традиции к большому международному событию (Олимпиада ли, Фестиваль ли молодежи и студентов) наметилось некоторое послабление особо строгого режима — выпустили Ходорковского и пообещали, как минимум до марта, не обижать геев из числа зимних спортсменов.
И тут же выходит отличный от других сериал, описывающий главную оттепель в истории СССР. И вот ведь парадокс — все это происходит в прайм-тайм на ОРТ, с программной линией которого фильм диссонирует на каждом шагу. В новостях главного соседского канала пугают европейскими геями, а в фильме гомофобия не одобряется. Патентованным государственникам тут противостоят живые люди, почувствовавшие вкус пусть небольшой, но свободы и не боящиеся сопротивляться среде.
Фабулу при желании можно сформулировать так: атмосферное кино о любовном многограннике на фоне съемок кино о любовном треугольнике на фоне хрущевской оттепели. Среди олдскульных минских пейзажей, призванных заменить Москву начала шестидесятых, герои снимают фильм о рабочем и колхознице. Молодежь грезит о новом, реалистичном кино, ветераны кино просто делают свое дело.
Как у лучших представителей сериального жанра, в "Оттепели" героев много, каждый со своей историей, со своим личным надломом, компромиссом и персональной дулей в кармане. В духе времени отрицательные персонажи практически отсутствуют, за исключением следователя, у которого, думается, тоже найдутся свои единомышленники, при всей его отвратительности.
В центре событий кинооператор Виктор Хрусталев — правдоруб, выпивоха, бабник и хулиган. Он мечтает снять настоящее кино, но ради этого приходится снимать лубок — ситуация для тех времен классическая. К чести Тодоровского, главный персонаж лишен классических геройских черт, потому и похож на живого. То же касается и остальных актеров: кастинг замечательный, сыграно и срежиссировано крепко — школа есть школа.
Сразу бросается в глаза сходство с заслуженным американским сериалом Mad Men. Потом начинаешь читать аналитику и выясняется, что именно "Безумцы" вдохновили Тодоровского на создание "Оттепели". Только тут средой обитания является не рекламная, а киношная кухня. Любя то время и фанатея от каждой детали, поколение сегодняшних хитмейкеров передает привет своим отцам, пытаясь воссоздать атмосферу тех кухонь, на которых все беспрерывно курят, только вместо виски в красивых стаканах тут водка в лафитниках да коньяк в узких бутылках.
"Оттепель" не идеальна — периодически прихрамывает мотивация героев, да и некая затянутость ощущается (одна генеральная заставка идет аж две минуты). Складывается впечатление, что вместо двенадцати можно было сделать десять динамичных эпизодов, избежав провисаний. Но это уже высшая режиссерская математика, всем не угодишь, да и уловить баланс сериала, раскрыть сюжет, но не замылить при этом так же сложно, как, к примеру, в музыке подобрать идеальный темп песни.
Кстати, о музыке. Константин Меладзе сработал на славу, заглавная песня — твердый шлягер. А когда в заставке вступает труба, хочется тут же обновить рингтон на маму. Еще один несомненный плюс "Оттепели" — юмор. Сценаристы заслуживают отдельных аплодисментов: когда нужно, они шутят тонко, когда нужно — посылают персонажа "в жопу". А когда в диалоге всплывает фамилия Ефремова, хочется встать и устроить овацию — вот увидите.
Вот так, улыбаясь, сопереживая героям и припоминая прически с бабушкиных фотографий, поглощаешь эпизод за эпизодом, и, если вы этого еще не сделали, самое время начать, удовольствие гарантировано.
Что же касается продолжения, то, по моему мнению, "Оттепель" — как раз тот случай, когда все сказано. Тодоровский ведь продюсировал "Бригаду", и если уж там удалось удержаться от второго сезона, то здесь сам Бог велел притормозить, остановив эту прекрасную историю. Понятно, что экономически это неправильно, ведь "Оттепель" показала хорошие рейтинги, но… так надо. Да и шоу Андрея Малахова смотрит больше людей, но это как раз следствие не оттепели, а окружающих ее жестоких заморозков.
Фоззи, участник группы "Танок на майдані Конґо"