Любовь и все такое. Взгляд сексопатолога
Сексопатолог-андролог, психотерапевт и автор книги о женской полигамии Андрей Любарский рассказал Фокусу о восточной и западной моделях любви, а также о ее бонусах и побочных эффектах
Искусство западного образца часто воспевает невротическую любовь-зависимость. В духе "Ромео и Джульетты" и "Унесенных ветром". Она выигрышна для демонстрации ярких и краткосрочных эмоций. Это похоже на наркотик: когда человек находится с любимым, ему хорошо, только он поворачивается в сторону, ему плохо.
К бонусам любви можно отнести укрепление иммунитета. Влюбленные целуются на ветру, на морозе, но не замерзают и не простужаются. Природа как будто слышит их настрой: состояние любви может дать начало новой жизни. И в этот момент эволюция всячески поддерживает организм на нужном гормональном, энергетическом, иммунологическом уровне.
Еще один бонус — творческое вдохновение, полет, самосовершенствование, "открытость сердца", что с точки зрения эзотерических подходов может способствовать духовному росту.
Любовь управляется тем же мозговым центром, что и ненависть. А вдохновение и творчество ближе к центру тревоги, опасности. Когда мы находимся в состоянии любви, возникает эффект расширения сознания. Человек больше не скован социально-рациональными ограничителями, которые мешают творчеству.
Среди побочных эффектов любви, кроме тревожного состояния из-за возможной потери любимого, есть еще и депрессия. Тревожное состояние даже у животных выключает сексуальную и репродуктивную функции. Если мы теряем любовь или партнер вдруг посмел не соответствовать нашим ожиданиям, наступает депрессия, а это еще один виток саморазрушения.
Человек с детских сказок заряжен на то, что нужно найти объект любви — и будет счастье. Девочки читают, как Золушка вышла замуж за принца, но не обращают внимания на следующую фразу: "Вот и сказочке конец". Создается иллюзорная модель хеппи-энда, в которой партнер — это просто код доступа ко всем удовольствиям.
У нас человека не обучают поддерживать любовные отношения, сексуальность. Эти институты сохранились в Индии, Китае — в виде дао, тантры и прочего. В нашей культуре они, видимо, существовали, но были уничтожены, поскольку это делает человека по-настоящему счастливым, а счастливым человеком нельзя управлять.
Индийский мистик и проповедник Ошо говорил: когда один человек идет искать партнера для того, чтобы получить любовь и счастье, а второй, пустой внутри, ищет, кто бы его наполнил счастьем, встречаются двое нищих и просят друг у друга милостыню. Вцепившись один в другого, они начинают выдавливать друг из друга повидло счастья, а также свои фантазии, комплексы, переживания. Чем больше мы наполнены сами, тем меньше нам нужно от других.
Это восточно-эзотерическая модель безусловной любви. Другая модель: таким я тебя люблю, а таким — нет, а лучше всего я тебя переделаю, чтобы мне удобней было тебя любить. Эту невротическую созависимость, обладание, на мой взгляд, уже по ошибке называют любовью.
В нашем социуме женщина может быть либо девственницей, либо матерью, а просто любовницей являться не может. Но даже в животном мире есть виды, в которых только 20% самочек вступают в парные отношения и заводят потомство. У остальных другие функции,¸другая миссия, если хотите, вклад в эволюцию в другом виде.
Химия любви — это реальность: взаимодействие феромонов партнеров, вкус поцелуев, запах. Более привлекательны люди, от которых "пахнет сексом". С точки зрения биологии, это вполне разумно: если человек занимается сексом, значит, у него крепкое здоровье и он кому-то нужен, он востребован, то есть в нем есть что-то ценное.
Из западной модели любви украинцы почерпнули механическое потребление и секса, и любви. Но не учли то, что люди в южной части Европы чаще улыбаются, у них больше телесных контактов, открытости, и за счет этого они живут дольше и счастливее.
Механика есть, штекер втыкается в гнездо музыкальной аппаратуры и трется, а музыка не течет, не звучит. Как это изменить, украинец не знает и знать не хочет. Он лучше купит бутылку водки или шампанского, пойдет на шопинг, а не на тренинг, где его научат по-настоящему выражать свою любовь. Украинец не будет меняться сам, он лучше обвинит во всем партнера: "Другого найду". И будет опять наступать на старые грабли.
День влюбленных — это просто встряска, чтобы человек вспомнил, что есть любовь. Или что когда-то она у него была.
Виды любви
Классификация канадского социолога Джона Алана Ли
с использованием античной терминологии
Эрос — страстная сексуальная любовь.
Мания — ревностная, собственническая любовь-зависимость.
Людус — свободная от обязательств и клятв легкомысленная любовь, дружба с постельными привилегиями.
Сторге — спокойная любовь, в которой общие интересы и привязанность преобладают над чувствами.
Агапе — благородная духовная любовь, которая позволяет даже отказаться от отношений с возлюбленным ради его счастья.
Прагма — любовь без бурных страстей, но с четким осознанием целесообразности отношений, "брак по расчету".
Андрей Любарский, сексопатолог-андролог