Разделы
Материалы

Почему новая холодная война уже началась

О начале новой холодной войны и подковерной дипломатии Кремля Фокусу рассказал экс-посол Украины в США Юрий Щербак

Фактически новая холодная война уже началась. Она идет между Россией и практически всем миром. Хотя это еще не оформлено документально. Мир вряд ли останется равнодушным к российскому нападению на Украину.

Конфликт развивается по восходящей, и нет оснований думать, что Россия отступит. РФ как минимум захватит Крым и присоединит его к себе. Дальше попытается свергнуть власть в Украине и для этого использует все механизмы: срыв президентских выборов, вторжение в восточные регионы, постоянную дестабилизацию и так далее.

Логика говорит о возможности третьей мировой воны, хотя это долгосрочная перспектива. Генералы, которые сидят в НАТО, умеют смотреть на боевые карты. Они понимают, что война в Украине не остановится. Ведь если захватят Украину, дальше придет время Польши, стран Балтии, Венгрии.

Главная цель Владимира Путина — месть Западу и исторический реванш за проигранную холодную войну, за унижение, как он считает, СССР и за то, что страны Варшавского блока перешли на сторону Запада.

Вся мировая система безопасности рушится на наших глазах. Путин, будучи гарантом суверенитета Украины, выступил агрессором. Значит, все страны, которые отдали свое ядерное оружие, в том числе Беларусь, находятся в опасности. Ведь Минск получил такие же гарантии, как и Украина, и завтра Путин может так же поступить и с Беларусью. Об этом уже пишет их оппозиционная пресса.

В мире есть около ста территорий, требующих пересмотра границ. Например, в Азии много регионов, претендующих на суверенитет или присоединение к другим странам. Начнется период хаоса и разрушения всей системы (с переходом Крыма к России. — Фокус).

ООН уже давно превратилась в ритуальный орган. Последняя трансляция заседания Совбеза (Совет состоит из представителей 15 стран, включая США и Россию. — Фокус) показала резкое осуждение представителя России, но это практически все, что можно ожидать от таких заседаний. Россия будет ветировать инициативы Совбеза.

Я очень хорошо знаю Виталия Чуркина, представителя РФ в ООН. Он был послом в Канаде в то время, когда и я там находился. Мы ходили друг к другу в гости. Это образованный человек, вот только безгранично циничен. Когда-то он был актером, играл в кино. Он будет повторять все что угодно, в том числе аргументы о "коричневой чуме". Потому что империя для него превыше всего. Чуркин только игрушка в руках Путина, если он скажет что-то не то, его сменят в один миг. ООН превращается в бесполезный инструмент.

Заседания Совбеза — это только вершина айсберга. У представителей разных стран постоянные неформальные контакты. Когда нужно прийти к соглашению, они ходят друг к другу, консультируются, сидят в кафе, иногда могут и рюмку выпить. Представители непрерывно держат связь со своими правительствами. Такой механизм может быть полезным для решения международных проблем, но лишь в том случае, когда одна сторона не называет черное белым.

Позиции представителей в ООН определяют президенты и руководители внешнеполитических ведомств. В России это прерогатива только Путина.

В случаях постоянного российского вето в украинском вопросе могут запустить и другой механизм. Например, в 1968 году, когда СССР в Совбезе заблокировал решения по Праге (с осуждением ввода советских войск в Чехословакию. — Фокус), созвали Генеральную Ассамблею ООН, в которой приняли участие более 100 стран. Большинство тогда осудило действия СССР, хотя это был скорее моральный удар. Но даже в таких случаях будут активно работать российские лоббисты.

Послы и переговорщики (России — Фокус) общаются с представителями разных стран, обещают государственные кредиты взамен того, чтобы не поддерживали Украину, соблюдали нейтральную позицию. Это постоянный торг — мы вам то, вы нам это. ООН — это большая международная ярмарка, мобильная форма международных отношений. Но миротворческих сил оттуда ждать не стоит.

Хотя есть и другие варианты. Например, НАТО. Прецедент уже был, когда Россия останавливала решения ООН по Югославии и Североатлантический альянс организовывал миссию туда самостоятельно.

Записал Юрий Опока,
Фокус