Разделы
Материалы

Крымский крючок. Почему Россия не будет присоединять АРК

Военный эксперт Николай Сунгуровский, консультировавший Комитет ВР по вопросам нацбезопасности, рассказывает о том, почему Россия не будет присоединять к себе Крым, а Запад не станет воевать за Украину

Пока в Крыму разворачивается бескровный вариант. Вооруженные силы России блокируют украинские структуры, захватывают и удерживают важные объекты и планируют провести референдум. Они рассчитывают на местный актив и экстремистские группы, которые завозятся с территории России.

Владимир Путин не ставит себе цель присоединить Крым к Российской Федерации. Его задача — создать на полуострове украинское Приднестровье, то есть зону замороженного конфликта. И через нее он будет влиять как на Украину, так и на ситуацию в европейском регионе. Юридически Крым останется за Киевом, а на самом деле его при поддержке российского Черноморского флота будет контролировать местная марионеточная власть, лояльная к Кремлю. Это навсегда перекрывает Украине дорогу в Европу, потому что одно из требований присоединения к Евросоюзу — отсутствие территориальных споров.

Численность украинских военных в Крыму явно не в нашу пользу, тем не менее им необходимо удерживать свои позиции, не поддаваться на провокации. Спецслужбы в лице контрразведки и СБУ должны делать упор на местный актив — проводить разъяснительную работу и изолировать чужих лидеров. Это относится, к примеру, к Сергею Аксенову (новому премьеру крымского правительства. — Фокус) и Владимиру Константинову (главе парламента Крыма. — Фокус), которых переубедить невозможно. Да, за ними идут люди. Но они ориентированы не на присоединение к России, а на русский мир, то есть на культурное, а не государственно-территориальное слияние. Вот с ними, с этой толпой, и нужно работать, говорить, что вы им нужны не как рабочая сила, а как потенциальные трупы — чтобы был повод для вмешательства России.

Введение сил НАТО на территорию Черного моря под видом учений, а может, и проведение учений на территории Украины, сыграет роль сдерживающего фактора, задержит развитие силового варианта. Рассчитывать на то, что украинские соседи предпримут попытку силового вмешательства в конфликт, не стоит, так как нет таких международных механизмов. Для стран — не членов НАТО (как Украина. — Фокус) для привлечения, к примеру, миротворческих сил необходимо одобрение Совета Безопасности ООН, а это процедура очень длительная. За это время Путин может решить все свои вопросы.

Конфликт в итоге закончится переговорами. Вопрос в том, с какими козырями стороны сядут за стол. Если президенту России удастся провести референдум в Крыму, с учетом военного присутствия на полуострове — это для него козырь. Если удастся накалить до предела ситуацию в восточных регионах — еще один бонус для Кремля. В таком случае он может сказать: ребята, мы готовы пойти на сокращение вооруженных сил в Крыму и стабилизировать ситуацию в восточных регионах взамен на президентство Виктора Януковича. Глава России будет искать любой выход, и, вопреки его же прогнозам, у Януковича появится шанс на политическое будущее.

Переговоры будут трехсторонними: Украина, Россия плюс контактная группа западных стран. Козырем Киева в отношении России могут стать, к примеру, санкции. И не только против Путина, но и против приближенных к российскому президенту олигархов, имеющих на него влияние. Предугадать развитие событий тяжело. Если Россия, к примеру, заявит о намерении выйти из договора о сокращении стратегических вооружений, то это расколет часть западного лагеря. Западу придется решать, что для них важнее — холодная война или война в Украине? И ради спокойствия и стабильности в мире не исключен вариант принесения нашей страны в жертву.

Дмитрий Орлов, Фокус