Разделы
Материалы

Проголосует ли Донбасс 25 мая, и что ждет Украину после выборов

В Украине, в отличие от некоторых соседей, до сих пор стандартным вопросом перед выборами было "кто победит?" Но впервые всерьез возникает вопрос "а будут ли выборы в принципе?"

Украина имеет опыт внеплановой избирательной гонки – и президентской, в 1994 году, и парламентской (тогда же, а также в 2007). Но в таких сложных условиях как в 2014 году процесс еще не велся. Ни шахтерские "бунты" девяностых, ни тем более политический кризис 2007-го, сопровождавшие предыдущие досрочные выборы, ни в какое сравнение с нынешним днем не идут.

Первая проблема – это террористы в Донбассе. (Можно было бы начать с интересной для многих теоретиков проблемы голосования крымчан – но, увы, практического значения она уже не имеет…) Восточные сепаратисты однозначно заявили, что будут срывать голосование 25 мая. Их бандформирования контролируют меньшую часть региона, но для срыва выборов перманентный контроль над той или иной территорией и не нужен. Сценарий, по которому это может происходить, нетрудно представить даже человеку без специального диверсионного "образования" и военного опыта.

Во-первых, это – прямой террор, стрельба и/или взрывы на участках. Одного-двух инцидентов (накануне или в день голосования с утра), которые раскрутят СМИ, достаточно для серьезного падения явки избирателей в целом городе или районе. В конце концов, избиратель и так уже напуган. К слову, эти инциденты потом можно будет приписать универсальному пугалу в виде "Правого сектора".

Защитить участки силами военных и разного рода добровольческих формирований можно, но такая защита потребует отвлечения этих, и без того не очень многочисленных, сил от самых "горячих" точек региона. Элементарная логика диктует террористам ход на упреждение: в день голосования максимально активизировать свои действия в этих точках. Правда, ресурсы террористов тоже крайне ограничены. Поэтому выигрыш получит тот, у кого лучше разведка и координация.

Во-вторых, можно сорвать подсчет голосов. То есть атаковать не столько и не столько избирательные участки, сколько окружные избиркомы, где и "считают голоса". Между прочим, официальные итоги выборов устанавливаются по так называемым протоколам с мокрыми печатями, которые надо сначала доставить с участков в окружкомы, а потом – еще и в ЦИК. Учитывая ситуацию на Донбассе, в ряде случаев протоколы придется перевозить не иначе как в сопровождении колонн бронетехники. Которой в таком случае банально не хватило бы.

Впрочем, запугивать членов комиссий и захватывать участки сепаратисты начали еще несколько дней назад, за две недели до дня выборов. Террор и бездействие местных силовиков дают очевидные плоды. Даже в самом Донецке, где нет боев и не заметно сколько-нибудь многочисленных банд с огнестрельным оружием, на сегодня не готовы к работе более четверти участков. Во всяком случае, мэр города Александр Лукьянченко насчитал таковых 127 из 426. Что уж говорить о ситуации в подконтрольных боевикам городах с сотнями тысяч жителей? По последним данным ЦИК, на Донетчине и Луганщине уже заблокирована работа одиннадцати из тридцати четырех окружкомов. А до выборов еще несколько дней.

Еще хуже проблема вторая – настроения собственно жителей двух областей. Эти жители могут отнюдь не поддерживать террористов, но легитимность "киевской власти" в их глазах в лучшем случае такая же, что и самозваных "республик". Многим донетчанам и луганчанам голосовать банально не за кого. А значит – незачем. Начиная года этак с 2002, когда Донбасс обеспечил львиную долю голосов построенному под президента Кучму избирательному блоку, политическая конкуренция в регионе изничтожалась настолько успешно, что после бегства Виктора Януковича на "бетонированном" электоральном поле так ничего и не принялось. Стремление Партии регионов управлять всем вылилось в ее неспособность в критический момент управиться даже с собственным электоратом. Такая вот ирония судьбы – как есть ирония и в том, что тот самый провластный блок 2002 года носил название "За единую Украину"…

И вряд ли стоит переценивать вчерашнее телеобращение "короля Донбасса" Рината Ахметова. Да, оно явно направлено против сепаратистов – но готов ли, а главное, может ли миллиардер обеспечить нормальное проведение президентских выборов в мятежном крае? Имеются сомнения.

А ведь самоустранение Донбасса от голосования будет значить нечто большее, чем повод для России не признавать его результаты. Оно будет значить консервацию положения, при котором регион формально остается украинским, а фактически существует в некой параллельной реальности. И в этой реальности новому президенту (и, надо думать, новому правительству, хотя его главой скорее всего пока останется Арсений Яценюк) непросто будет чем-то в Донбассе управлять.

В этом смысле важно, выберут ли те украинцы, которые все же придут на участки, президента в первом туре (кстати, пока такого в Украине не случалось). С одной стороны, это стало бы, конечно, позитивом для страны, и команда лидера нынешнего лидера гонки Петра Порошенко уже делает на это главную ставку агиткампании. С другой, так называемый "Юго-Восток" погрузится в еще большую фрустрацию: вот, мол, их снова "не услышали". А в Западной и Центральной Украине, и в частности в Киеве, неприятные ощущения будут испытывать не только преданные стронники Юлии Тимошенко, которая неожиданно для многих не стала фаворитом гонки, но и искренние сторонники Майдана, понимавшие его как антиолигархическую революцию…

Ну и проблема третья – главная. Она касается не столь выборов, сколько жизни после них, но прямо связана и с ними. Речь идет о проекте новой Конституции, на днях попавшем в прессу, хотя сам документ, что примечательно, пока не имеет никакого легитимного статуса.

Согасно этому проекту, Украина станет даже "более" парламентской республикой, чем нынче, при возвращенной в действие Конституции 2004 года. Львиную долю полномочий президента, в том числе в сфере национальной безопасности, получит правительство. А формировать его будет парламентское большинство, которое, в свою очередь, будут формировать даже не фракции, а отдельно взятые депутаты. Это, с одной стороны, грозит превращением нового президента в "инкарнацию Януковича": тот ведь тоже начинал при таких же стартовых позициях, и поначалу стремился лишь "восстановить управляемость государства" - а закончил сами знаете как… А с другой стороны, не исключено внезапное появление "сильного премьера" и его затяжной клинч с новоизбранным президентом. Ни тот, ни другой вариант в условиях жестокого экономического кризиса и российской оккупации отнюдь не радуют.

Скорее всего, смысл конституционных изменений после выборов 25 мая будет подкорректирован. По ходу дела определится и время перевыборов парламента (в нынешнем проекте конституционной реформы предполагается, что Рада проработает до октября 2017-го года). Беда в том, что кто бы ни победил на президентских выборах, ему придется заниматься не только и не столько спасением экономики и противодействием российской "ползучей агрессии", сколько упрочением власти.

Александр Михельсон, Фокус