Разделы
Материалы

Где деньги лежат

Денег в Украине предостаточно, в том числе и долларов. Не хватает только доверия

Мои приятели, семья из четырех человек – две дочки, папа-главбух и мама – шеф отдела в немаленькой компании, в конце ноября купили автомобиль. У них имелись деньги, но не было доверия к банкам, вот и отнесли толстую пачку гривен в автосалон. И это при том, что уже много лет они живут в съемной квартире и потраченное очень пригодилось бы им на первый взнос при покупке собственного жилья. Но они не верят банкам. В том числе и потому, что банки не верят им – не дают благородному семейству ипотечного кредита под гуманные проценты.

Резюме из простой житейской истории очевидное: денег в стране навалом. В том числе и долларов. Если и есть дефицит, так это дефицит доверия. Получается, мы не верим Нацбанку – избавляемся от печатаемой им гривны, и не очень верим коммерческим банкам – достаточно вспомнить октябрьский вынос депозитов. Коммерческие банки не верят своим заемщикам (не дают им кредитов) и правительству (многие выводят из страны валюту по липовым импортным контрактам). НБУ не верит коммерческим банкам и нам, обычным гражданам. Так было всегда, вне зависимости от финансовой погоды.

"Если НБУ грамотно возьмется за дело, ситуация стабилизируется за считанные месяцы"

Собственно, тотальное недоверие – главная причина украинского финансового кризиса. Давайте прикинем: за последнюю неделю ноября гривна упала примерно на 11%. Слово "примерно" тут неспроста – реальный курс национальной валюты назвать было непросто ввиду того, что валютный рынок стал серым, на нем правили бал телефонные сделки и менялы. Если не особо мудрствовать с расчетами, то 11% за неделю эквивалентны примерно 600% годовых. Скажите, кто из банкиров откажется от такой доходности? А скажите еще, кто сможет платить банкиру 11% за неделю или, к примеру, 45% за месяц по гривневому кредиту? Думаю, даже торговля наркотиками такой кредит не отобьет. Потому-то деньги уходят на валютные спекуляции, а не на кредитование компаний или нас, потребителей.

Изменить ситуацию сложно, но возможно – чем и занялся нынче Нацбанк, издавший очередное строгое постановление. Это будет больно. "Попадут" те банки, которые не успели на пике курса расстаться с излишками валюты. Еще больше потеряют те наши соотечественники, которые в истерике гребли доллары и евро по заоблачным курсам и вдобавок платили банкам по 10–15% комиссии при покупке наличной валюты.

Если НБУ действительно грамотно возьмется за дело, то ситуация стабилизируется за считанные месяцы. Правда, иностранные кредиторы тоже "попадут": непременным условием стабилизации является введение мер, направленных на остановку оттока капиталов из страны. Так что иностранным акционерам украинских банков придется подождать с возвратом займов, которые выдавались ими своим дочерним украинским структурам. Совсем необязательно принимать для этого запретительные меры, достаточно провести грамотные переговоры – рычагов убеждения у Нацбанка предостаточно.

До неприличия раздутый импорт сократится сам по себе: при нынешнем курсе перестают быть аппетитными российский шоколад, польский сыр, испанская колбаса и греческие оливки. Государственные долги Украины пока невелики, так что перспективы вполне обнадеживают. Единственное, чего в данной ситуации не хотелось бы, так это спасения банков и крупных компаний за счет наращивания государственного внешнего долга. У них имеются состоятельные акционеры, способные помочь своим бизнесам. У этих ребят точно есть деньги.

Вот вам история, которая это иллюстрирует. В последние дни ноября я получил письмо от руководителей немаленькой киевской компании, очень-очень мелким акционером которой я стал еще во времена сертификатной приватизации. Эти ребята объявили о выкупе акций у мелких акционеров. Очень правильный ход – выкупить акции тогда, когда их курс ниже плинтуса. Но если в разгар кризиса объявляют о выкупе акций, то это точно значит, что деньги на это будут потрачены далеко не последние. Кстати, срок выкупа поставлен до конца декабря. Им что, дата окончания кризиса известна?