Евразию называют материком контрастов. Например, здесь находятся самое маленькое и самое большое государства в мире. Последнее тоже весьма контрастно, хотя бы потому, что находиться ни в Европе, ни в Азии – Россия вообще вне времени и пространства. Но очень хочет быть всегда и везде.
Когда-то Михаил Задорнов сказал, что Россия – цирковая держава, которая показывает всему миру, как не нужно жить. Не будем хвалить сатирика, который раньше мог остро высмеивать власть, а теперь говорит в основном о "тупых американцах" и "еврохохлах". Но саму идею следует оставить.
Эксперименты России со здравым смыслом дали много результатов, и сегодня хочется остановиться на тех, которые могут определять ближайшее будущее Украины, России и всего мира. Если не сделать из этих уроков правильных выводов, конечно.
Система международных противовесов, которая никого не сдерживает
Итак, существующий международный порядок неэффективен; об этом говорят многие и часто. Вдохновенная КРЫМНАШем Россия решила расчистить эти Авгиевы конюшни и… расстреляла их реактивными снарядами. В итоге чистоты не прибавилось, но проблема безопасности государств явилась во всей своей красе.
Подобное уже случалось. Империя Наполеона ознаменовала собой распад Вестфальской системы международных отношений, Крымская война уронила Венскую, Гитлер на пару со Сталиным разрушили Версальско-Вашингтонскую и обнаружили беспомощность Лиги Наций перед лицом серьезной опасности.
Теперь Россия единолично показывает, что развязать войну и в 21 веке не сложно, а современная система международных договоров так же эффективна, как пиратский кодекс Генри Моргана или кодекс рыцарской чести.
Именно благодаря действиям России на территории Украины, начиная как минимум с апреля 2014 г., стало понятно, что давать гарантии не означает брать обязательства. Избавившись от ядерного арсенала, Украина поверила обещаниям трех стран, которые их не выполнили. Одна напала, а две – не очень спешат помогать и пресекать. Россия при этом активно кивает на агрессивный опыт США.
Штаты действительно могут открыто атаковать страну, откуда исходит угроза ее национальной безопасности. Россия же пошла по пути СССР в плане отрицания участия в сомнительных военных операциях. Например, эфиопо-сомалийскую войну 1977-1978 гг. начало Сомали, потом в нее тайно вмешался СССР, который сначала поддержал агрессора, а потом – жертву.
Если к такому хитрому ходу прибегают мелкие "шкодники" – это одно, а если государство, претендующее на статус сверхдержавы, – совсем другое. Обычно под влиянием наплевательского отношения к нормам, зарождается идея захвата мира.
Россия не защищает национальную безопасность – она пользуется искусственным штампом о помощи соотечественникам. Именно их Украина "притесняла" на Донбассе и в Крыму. В таком случае, дилемма "меморандум-1994 или референдум-2014" решается очень просто: международные обязательства уступают "национальным интересам".
Третейские структуры в виде ООН или ОБСЕ не помеха – на их возражения можно положить… вето. Если забрать не получается, то спорную территорию можно "палестинизировать", помогая всякими гуманитарными конвоями, требуя диалога, но своего участия не признавая. Вообще Россия сильно продвинула мировую политическую теорию и практику в плане "решения" территориальных споров.
Проблема ведь не только в том, что Украина страдает. Угроза реально шире и масштабнее. Человечество может считать, что живет в цивилизованном мире, но Россия вдребезги разбивает эти очки с видом на Утопию – планета медленно погружается в новое Средневековье, где власть базируется на праве Сильного. И население этого "сильного" весьма не против "править".
Идея превосходства – основа имперского сознания
"Россия спасет мир", "Россия должна править миром", "Славяне – старшие из народов, русские – старшие среди славян", "Отстаньте от России, Россия – великая страна", "Россия поднимается с колен" – мнение большинства россиян о себе и своем месте в мире.
Это не просто патриотизм. Патриотизм народа не выходит за государственные границы, он всегда остается дома. Иначе – это империализм, "ватность", уверенность в своем праве на господство. Футболки с надписями "Не смешите мои Искандеры" и "Тополь санкций не боится" отображают крайнюю агрессивность их носящих.
Ракеты – оружие нападения, использовать их на своей территории явно нерационально. Отсюда вывод: если вы не пускаете нас к себе и не хотите нашу нефть – мы вас уничтожим. Почти так говорит правительство, совсем так считает население, только так вещает пропаганда.
Сомнительная идеология может породить настоящего монстра. Как иначе характеризовать страну, граждане которой одинаково уважают Гитлера и Сталина, но предлагают "накатить за дедов". Называют другие народы хохлами, бульбашами, чухной, но обижаются за кацапов или москалей. Считают незаконные вооруженные формирования, действующие на Востоке Украины, народным ополчением, хотя таких же ополченцев в Чечне именуют террористами.
В конце концов, народ считает свою страну исключительно миролюбивой и ведущей только оборонительные войны, хоть и завоевавшей по их итогам 1/6 суши. Присоединив Крым, Россия решила собрать все остальные "исконно русские земли". Но не смогла. Этот опыт обязательно используют другие страны, которые метят в мировое лидерство – не стоит заваривать кашу, если не уверен в способности ее расхлебать.
Безответственная политика, которую поддерживают
Сравнение с США не случайно – оно отображает кардинально разные образцы поведения в схожих условиях. США могут влезть в какую-то суматоху, понести в ней неоправданно высокие потери (операция "Длинный коготь" в 1980 в Иране или бойня в Сомалийском Могадишо в 1993 г.), но признать операцию провальной и наказать виновных. Изъясняясь на языке понятий (как оказалось, так близкому Лаврову), США могут отвечать за базар.
Зато Россия выбирает практику публичного отказа от своих солдат, особенно, если они погибают. Так было в 1994 г. в Чечне (когда в канун Нового 1995 года была сожжена Майкопская бригада), так есть в Украине в 2014 г. (когда десантники могут заблудиться).
На собственном примере Россия доказала, что одна и та же армия может быть "современной, боеспособной, грозной, вежливой", но "заблудится" на 100 км. И эти взаимоисключающие вещи может озвучить один и тот же человек. А потом их опровергнуть. Но его поданные будут верить во все версии одновременно.
Наверное, из-за своего миролюбия Россия стабильно подвержена козням хитрого и умелого врага, который постоянно виноват во всех ее проблемах. Этого почетного титула удостаивались турки, японцы, американцы, чеченцы, грузины, украинцы и, конечно же, евреи. Также к внешним супостатам зачисляется и внутренняя "контра": всякие эсеры, эсдеки, либералы и прочие национал-предатели.
Если же и таким образом не удается объяснить природу проблем, беды толкуются, как испытание духовности. Вместе с этим виноватыми будут считаться мелкие чиновники, но только не Кремль. Вспоминаемый вначале Задорнов на днях выступил с гневным обращением в соцсетях. Дескать, страна под гнетом санкций, народ страдает, а Путина никто не боится! Вера и надежда на сильную руку не позволяют ее же куснуть. В результате никто не может заставить правителей отвечать за просчеты, а общество не хочет отвечать за правителей. И вот именно с этой проблемы одного народа начинаются проблемы у других.
Любите врагов ваших
Как это ни парадоксально, но Россия помогла Украине. Даже не смотря на тактику "отрицания", она ярко продемонстрировала, с кем стоит дружить, а кто – плохая компания. России вообще и ее руководству в частности в короткие строки удалось то, что не получалось у многих отечественных строителей нации.
23 года мы почти безуспешно пытались на практике доказать, что "Схід і Захід разом". Пока за дело не взялся некто Путин, который должен получить особую государственную награду за неоценимый вклад в консолидацию украинцев. Тем более что признания в виде народного творчества он уже удостоился.