Разделы
Материалы

Украина уже научилась у Европы… популизму

Украинская политика становится похожей на политику главного разгильдяя еврозоны - Греции

Деонстрация поклонников левопопулистской греческой партии СИРИЗА / фото AP

Спасение плохой девочки

Госбюджет-2015 и принятые в конце прошлого года налоговые новшества стали очередным праздником уже традиционного украинского популизма и политической безответственности. Только его теперь в правительстве называют "реформами", "затягиванием поясов" и прочими ответственно звучащими словами.

Ряд мер вызвал неоднозначную реакцию не только среди украинцев, но и на Западе. Увеличение сборов на импорт, к примеру, противоречит международным обязательствам Украины и, по мнению многих экономистов, вряд ли позволит эффективно наполнить бюджет, хотя сильно ударит по карманам самих украинцев.

Инициативы правительства и президента не лишены удачных моментов, среди которых – снижение единого социального взноса, даже несмотря на ограниченность применения этой нормы. Но серьезными реформами эти налоговые и бюджетные новации назвать сложно.

Похоже, главной задачей является не реальное проведение реформ, а их имитация, чтобы удовлетворить западных кредиторов и часть экономически сознательной украинской публики.

Несмотря на мантры о необходимости перезагрузить государство, рука украинских государственных мужей не спешит тянуться к заветной кнопке Reset. Усиливающееся давление Запада, обещающего дать спасительные кредиты лишь под конкретные реформы, пока не приводит к серьезным результатам.

Такое ощущение, что в Европе и Америке готовы дать Украине деньги в любом случае, потому что для них Украина важна. И ее будут спасать, даже несмотря на отчаянное сопротивление самих спасаемых.

Можно было бы сделать популярный вывод: Украина еще не доросла до европейских ценностей, а наш уровень политической культуры пока явно не соответствует необходимому для вступления в европейскую "семью народов". Если бы не одно "но".

Греция как столп европейского популизма

В это же самое время в Греции, которая является частью Европейского союза и еврозоны, происходят до боли похожие события. С самого начала греческого долгового кризиса "тройка" кредиторов, состоящая из Европейского центрального банка, Еврокомиссии и Международного валютного фонда, отчаянно требовала от Афин провести болезненные, но необходимые реформы.

Греческое правительство делало вид, что соглашалось, а потом до последнего момента тянуло с их принятием, словно проверяя "тройку" на крепость нервов. Возможно, надеялось, что ее представители стоять побоятся возможного краха еврозоны и дадут денег почти даром.

Даже когда программа помощи уже была окончательно согласована, премьер Антонис Самарас не спешил с реализацией многих утвержденных норм. К примеру, "тройка" до последнего вынуждена была с ножом у горла требовать реформирования системы социального страхования и трудового законодательства, которые в правительстве называли "непопулярными" и "трудновыполнимыми" и откровенно саботировали. Самарас позволял себе изменять согласованные нормы, как это было с налогом на энергоносители, используемые для отопления.

В итоге, вместо комплекса реформ, объединенного единой стратегией и направленного на реанимацию экономики, греки получили противоречивый и пестрый набор мер, который позволил оздоровить финансы, но так и не заложил основы для прочного экономического роста.

Поэтому Ирландия, Испания и Португалия, которые также пострадали от долгового кризиса, уже давно отказались от помощи западных финансовых институций и теперь способны самостоятельно привлекать необходимые средства. А Греция все никак не может соскочить с крючка "тройки".

Плакат СИРИЗА

Популизм порождает мегапопулизм

Однако на этом проблемы греков не закончились. Не сумев избрать нового президента, парламент вынужден был уйти на перевыборы. Новость об этом обрушила фондовые рынки, взвинтила цены на греческие облигации и заставила греков бежать в банки за своими деньгами.

Ведь теперь выборы могут привести к победе Коалиции радикальных левых, известной как СИРИЗА. Этого почти чудом удалось избежать в 2012 году.

Их требованием был выход из Еврозоны и сворачивание всех навязанных из Брюсселя реформ. Сейчас их программа несколько смягчилась, однако эксперты все равно считают их возможную победу приглашением к окончательному краху греческой экономики.

Шансы СИРИЗА велики, как никогда: если во время прошлых выборов большинство жителей Греции еще верило в необходимость реформ, о которых рассказывали умеренные политики во главе с действующим премьером, то сейчас реформы ассоциируются лишь с повсеместным обнищанием и отсутствием каких-либо перспектив скорого улучшения ситуации. Правда, реформы, как их теперь представляют греки, явно не соответствуют своему названию.

А тем временем уставшие от финансирования капризной Греции немцы всерьез говорят о том, что вылет Афин из еврозоны уже не будет катастрофой, как считалось раньше, и лучше пережить ужасный конец, чем продолжать ужас без конца.

Промедление толкает нас к России

Действия украинских политиков повторяют все ошибки, через которые прошла Греция. И в нашей стране имитация реформ вскоре может стать причиной экономической стагнации, после которой к власти смогут пробраться совсем уж оголтелые популисты.

Ведь само слово реформы станет для украинцев ругательным, а раскулачивать олигархов хотя бы на словах будет намного интересней, чем думать о реальных причинах продолжающегося упадка. Интерес Запада к Украине также будет быстро охладевать.

А что будет дальше? Стоит об этом подумать. Хотя бы потому, что СИРИЗА, по странному совпадению, отличается крайне пророссийской ориентацией: радикальные левые критикуют позицию Запада по украинскому кризису и выступают против санкций по отношению к РФ.

Кто будет финансировать антиреформистские политические силы в Украине, думаю, не стоит долго гадать.

И еще одно "но". Несмотря на всю схожесть украинских и греческих политических элит в своей безответственности, греки уже давно стали членами европейской семьи, что автоматически смягчает последствия их инфантильности для них самих же.

Даже если греков выпустят из еврозоны, на них не махнут рукой, так как они останутся частью Европейского союза, и Брюсселю придется хоть как-то приводить в порядок самого расхлябанного из членов своей семьи.

Украинцы пока лишь аккуратно взялись за дверную ручку европейского дома, но дверь все так же остается закрытой. И попытка сойти за своего, взяв пример с самого несносного из европейских государств, явно не принесет успеха. В доме уже хватает своих анфан терриблей. Там готовы спасать лишь тех, кто сам этого хочет, а не ждет помощи, как чего-то само собой разумеющегося.