Разделы
Материалы

Акционеры Украины должны ее контролировать

Гражданское общество появится, когда каждый из нас поймет, сколько налогов платит

Фото: УНИАН

Что станет переломным моментом в построении гражданского общества в Украине? Что считать точкой невозврата, пройдя которую можно будет спокойно вздохнуть и сказать: "Свершилось, мы больше не вернемся в закрытую и коррупционную страну"? В появившейся в "Фейсбуке" дискуссии экономистов я ответил так: "Когда украинцы начнут самостоятельно платить налоги. Или хотя бы знать, сколько налогов и кто платит за них".

Мы не чувствуем в себе ответственности за дела чиновников и депутатов. Мы стесняемся критиковать власть — вдруг острые вопросы на руку врагу. Мы не ведаем, что происходит в Администрации президента, министерствах, ведомствах. Мы мало знаем о министрах: кто они, откуда, почему они — мы слышим за день-два до официальных назначений. О чиновниках рангом пониже — того хуже, узнаем из пресс-релизов. "Имярек назначен заместителем/советником министра/главы НБУ, рады приветствовать его в своих рядах", вот и все. Ни слова о заслугах, достижениях, идеях, благодаря которым человека позвали на должность, ничего о задачах и обязанностях на новом посту.

Абсурдная ситуация: мы — прямо, путем выборов, или опосредованно, путем назначений на топ-должности, —нанимаем на работу тех, кого не знаем и не хотим знать. А мы не просто нанимаем, мы платим.

"Платим" не фигура речи. За 11 месяцев прошлого года (данных за весь 2014-й пока нет) физлица заплатили в бюджет 238 млрд гривен налогов — это 74%, почти три четверти налоговых поступлений. Бизнес — весь вместе, от мелких лоточников до промышленных "олигархических" предприятий — 88 млрд, или 26%. Если посчитать еще и неналоговые поступления и сборы, картина не меняется: из 408 млрд грн в госказне 263 млрд заплатили физлица, 140 млрд — компании, включая госпредприятия, еще 5 млрд дали международные организации. Можно переформулировать: 65-процентная доля в предприятии "Украина" принадлежит гражданам страны, 34-процентная — бизнесу, 1-процентная — иностранным акционерам.

Смущают цифры? Все верно: система налогов и поборов в Украине устроена так, что человек не просто сам не перечисляет деньги, которые отдает. Хуже — среднестатистический Семен Петренко попросту не знает, сколько он платит в госказну.

Вот немного выкладок. Чтобы получить на руки 10 000 гривен "белой" зарплаты, резидент Украины должен заплатить чуть больше 7 400 гривен налогов (так было в прошлом году, в этом выйдет больше). Это единые социальные взносы, сбор в Пенсионный фонд, налог на доходы физлиц, военный сбор. Формально деньги в бюджет перечисляет компания-работодатель — отсюда и непонимание, кто платит их по факту. Та же история с НДС: потратив за месяц 6 000 гривен из заработанного, украинец пополнил госказну примерно на тысячу гривен (что с того, что в бюджет их перечислил продавец, раз заплатил все равно покупатель). Плюс акцизы на топливо, алкоголь и сигареты, сборы за экологию, покупку валюты, парковку, регистрацию автомобиля — и еще примерно с десяток менее заметных: их платят все физлица. Итого — почти те же 10 000 в месяц.

Компании, чьи акции торгуются на бирже, ежеквартально отчитываются перед акционерами. Миллиардеры-владельцы и миллионеры-топ-менеджеры нехотя, но отвечают на каверзные и провокационные вопросы портфельных управляющих и аналитиков с зарплатами в лучшем случае в несколько тысяч долларов в месяц. Те вправе знать: они акционеры или представители акционеров, пусть и с сотой долей процента в собственности. Менеджмент обязан — именно обязан — рассказывать о положении дел. Иначе нельзя, вся система рухнет.

А вот акционеры Украины с долей 65% не знают о своих правах — куда там, обязанностях! — наблюдать за властью предержащей, обсуждать, критиковать, если требуется, смещать. Потому что не знают, что они, точнее, мы — акционеры.

Налоговая реформа — это не повышение ставок под лозунгами, как правило, не имеющими ничего общего с реальностью — олигархоборчества или помощи пенсионерам. Главная задача реформы — создание прозрачной и понятной системы, в которой люди понимают, сколько именно они платят. Как только это понимание придет, появятся и вопросы "за что", и контроль чиновников, и ответственность. То, что называется гражданским обществом.

Ответственность начинается с кошелька. Пускай за купленную в магазине пачку масла Семен Петренко получит два чека: 10 гривен за масло, 2 гривны НДС. Пусть тот же Петренко, заработавший за месяц 17 400 гривен и обязанный отдать в госбюджет 7400 из них, хоть на день, даже на час получит на руки все деньги, почувствует их своими. Примерно так: 1 марта в час дня получил на карточку 17 400, в два часа дня с карточки в пользу государства ушло 7400.

Итог тот же, восприятие другое: гражданин Украины, посчитав, сколько личных денег отдал в виде налогов, довольно быстро превратится из простого гражданина в ответственного. Того, кто не робеет перед чиновниками в райадминистрации и гаишниками на улицах, того, кто знает поименно всех нужных госслужащих — от районного налоговика до народного депутата, и регулярно требует от них отчета, на что потрачены его 8–10 тысяч налогов в месяц. Того, наконец, кто на выборах голосует не за обещания светлого будущего, а за конкретную программу действий, и, проголосовав, пристально глядит, все ли идет как задумано. Клиент всегда прав.

Сложно менять сознание каждого из 45 миллионнов населения? Другого пути нет: Революция достоинства тоже начиналась с девиза "Я — капля в океане".