Путиная охота. Как аукнется в Москве суд по делу Литвиненко
Слушания об отравлении бывшего сотрудника ФСБ могут окончательно изменить расстановку сил в мире
Дело об отравлении полонием-210 бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, успевшего незадолго до своей ужасной кончины в ноябре 2006-го стать гражданином Великобритании, оставалось без движения до середины минувшего года.
22 июля, пять дней спустя после крушения малазийского "Боинга" над Донбассом, Британия решила его "разморозить". "Вердикт" был озвучен министром внутренних дел Соединенного Королевства Терезой Мэй.
Теперь, в конце января, начались слушания по этому делу, которые должны закончиться за 2-3 месяца. И хотя Уайтхолл заявил, что толчок к реанимации правосудия никак не связан с агрессией России против Украины, найдется не слишком много людей, готовых в это поверить.
Ведь очевидно, почему Британия до поры предпочитала хранить "дело Литвиненко" под сукном, и то, почему отважилась наконец громко отряхнуть его от пыли.
Отношения между Лондоном и Москвой традиционно были напряженными. Но до сбитого "Боинга" они еще имели какую-то перспективу если не к улучшению, то хотя бы к тому, чтобы не превратиться в откровенное противостояние.
После же этого каннибальского акта Туманный Альбион, похоже, больше не заботится о том, как бы окончательно не поссориться с Кремлем. Теперь уже бессмысленно щадить режим, отнесенный Западом к разряду террористических.
Напротив, смысл отныне в том, чтобы рассказать о настоящем Путине всему миру, и главным образом тем странам, в которых Путина все еще продолжают считать рукопожатным и готовы иметь с ним дело. Показать, что Россией руководит банальный уголовник, "заказывающий" тех, кто рискнул быть его оппонентом. Настигая их повсюду, где бы они ни оказались.
Судебный механизм, зловеще для Москвы тикающий в Лондоне, запущен для того, чтобы поставить на одну доску Кремль и Аль-Каиду (ИГИЛ, Боко Харам etcetera).
Если недопустимо (никому, включая Китай) иметь дело с фигурами типа покойного Усамы бен Ладена или пока еще здравствующего Абу Бакра аль-Багдади, то ровно такое же отношение должно быть и к Владимиру Путину.
Его следует, по меньшей мере, изолировать. Сколотить для противостояния этому монстру что-то вроде антигитлеровской коалиции, куда бы вошли и страны, на поддержку которых Кремль сегодня еще может рассчитывать. Собственно, именно эти, пока что "неприсоединившиеся", государства и составляют фокус-группу проекта под названием "дело Литвиненко".
Какие конкретно? Прежде всего, партнеры России по БРИКС. При этом Китай – самый крупный "слон" в этой упряжке – вряд ли является здесь целью №1. Британия, а вместе с ней и весь Запад, с ведущей ролью США, скорее всего, намерены первой поставить в положение экзистенциального выбора Индию.
Индия может развалить БРИКС?
Именно этим обусловлено нынешнее повышенное внимание Вашингтона к данной державе. Вовсе неслучайным представляется факт, что Барак Обама, вопреки традиции политического этикета, за свое правление уже второй раз посетил Дели.
Да и сама риторика американского президента весьма показательна. Буквально несколько дней назад глава Белого дома подчеркнул, что США поддерживают резолюцию о включении Индии в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Однако тут же отметил (как необходимое условие): если Индия и США "собираются быть партнерами на мировой арене, то они должны делать больше" для глобальной повестки дня. И именно такое сотрудничество, при котором Соединенные Штаты переходят в ранг главного "друга" Индии, будет способствовать безопасности в мире.
Судя по пропагандистской волне, поднявшейся в российских СМИ в связи с индийским турне Обамы (мол, все ерунда, ничего они там особенного не подписали, РФ и Индия – foreverи т.п.), нетрудно заключить: США нанесли удар в нужное время в нужном месте.
У Москвы и без "дела Литвиненко" было не слишком много шансов остаться для Дели "первым парнем на деревне". Особенно после того, как накануне нового года индийская сторона передала американской список пяти ключевых технологий в военной сфере, в которых нуждается вторая по численности населения и десятая по объему экономики держава в мире.
Если же через три месяца суд в Лондоне, как предполагается, придет к своему логическому завершению, то Наренда Моди, с мая минувшего года занимающий пост премьер-министра Индии, лишится последнего повода предпочесть союз с изгоем союзу с тем, кто помогает стране технологиями и повышает ее вес и статус на международной арене.
Позиция Дели – это ни много, ни мало судьба всей оси БРИКС. Без Индии организация попросту развалится. При этом будет дан очень серьезный сигнал Пекину, так же вынужденно поставленному перед черно-белым выбором: Кремль или остальной мир? Терроризм или цивилизация?
Если бы Россия могла дать Китаю больше, чем США, Канада, Австралия, нелюбимая Япония и страны ЕС, возможно, руководство Поднебесной и постаралось бы "не заметить" кровавое клеймо террориста на челе Путина.
Но ничего подобного нет и в помине – достаточно глянуть статистику торгового оборота Китая. Россия здесь – далеко не "первая скрипка". И ссориться со всем миром ради Москвы Пекин в этой ситуации едва ли сочтет целесообразным. Он слишком прагматичен для подобного безумия.
Приведет ли "дело Литвиненко" Путина сразу к Гааге? Нет. Прежде всего, потому, что сведения, собранные разведкой (а речь идет о записях переговоров, сделанных Агентством национальной безопасности США, которые неоспоримо доказывают: приказ на убийство был отдан в Кремле), не могут служить аргументами в суде.
Но Лондону, который уже получил от Вашингтона эту "клубничку", подобного и не требуется. По крайней мере, пока. Ему достаточно просто предать пленки огласке. И осиновый кол в светлый образ российского лидера будет вбит навсегда.
Это, впрочем, не исключает возможности "продолжения банкета". Для пущей убедительности в ход, вероятнее всего, будет пущено и еще одно дело – о сбитом малазийском "Боинге". Там, кажется, тоже появляются кое-какие занимательные подробности.
И вот когда от Путина все начнут шарахаться, как от пациента лепрозория, и когда на фоне этой изоляции НАТО своими жесткими решениями начнет, наконец, позиционировать себя как организация, способная противостоять даже ядерному шантажу, Россия получит еще один "замечательный" подарок: ее отрубят от системы межбанковских переводов SWIFT.
Свет померкнет. В темноте останется мерцать красная ядерная кнопка. Но это отнюдь не значит, что Путину – если он к тому времени все еще будет неподалеку от Спасской башни – позволят ее нажать. Даже Шойгу вряд ли захочет превратиться в "радиоактивный пепел" в угоду своему фюреру. В общем, делайте ставки, господа! "Путиная охота" уже началась.