Разделы
Материалы

Второй фронт Газпрома. Цены на газ падают

Россию, судя по всему, ждет война на двух фронтах — нефтяном и газовом. Если считать от максимальной цены этого года, в ЕС стоимость газа в 2015-м снизилась уже на 20%.

К концу прошлой недели стоимость газа на британском хабе NBP упала до рекордно низкого уровня — $240. Падение цен — прямое следствие решения Газпрома отказаться от ограничения поставок в Европу, которое действовало последние полгода. Его целью была газовая блокада Украины: так российский монополист рассчитывал ограничить реверс в нашу страну из стран ЕС. И просчитался. Газпром, чья выручка на 60% формируется за счет продажи газа в Европу, оказался не в состоянии выполнять политическое решение Кремля.

История с газпромовским запретом и его отменой — лишь один эпизод в череде ошибок, совершенных российским руководством на стыке политики и экономики за последние пять лет.

Последние лет пять политика РФ постоянно шла вразрез с экономикой, последствия для экономики, как правило, оказывались плачевными

Одной из первых ошибок в газовой сфере, как это ни странно звучит, стало строительство "Северного потока". Газопровод в обход Украины строился с политическим прицелом полностью исключить украинский транзит, более тесно "подружиться" с Германией и нарастить поставки в ЕС. Из этих целей не достигнута ни одна, причем сейчас этот газопровод работает лишь вполовину мощности (прокачивается около 27 млн из 55 млн кубов в год). По европейским правилам доступ к трубе не может быть монопольным, а поскольку Россия на это правило наплевала, объем прокачки был ограничен. Обойти требования ЕС Кремлю не помогло даже трудоустройство в проект экс-канцлера Шредера.

Следующей ошибкой стал шантаж — попытка играть на повышение газовых цен в ЕС обернулась полным провалом. Еще одна заключалась в строительстве "Южного потока", экономическое обоснование которого было еще сомнительней, чем "Северного". Далее шла "ставка на Китай". Но оказалось, китайцы имеют по этому поводу отдельное мнение, расценивая газопровод "Сила Сибири" чуть ли не в качестве своего внутреннего инфраструктурного проекта, и не спешат заключать контракты по нынешним ценам. Наконец, последней ошибкой стала прошлогодняя попытка развязать газовую войну с Украиной и ЕС. Ошибка эта особо эпична, ведь в результате Россия добилась сворачивания строительства "Южного потока", возобновления альтернативного проекта газопровода "Набукко" в обход РФ и нового рекордного падения цен на газ.

Россию ждет или распад, или достаточно жесткая смена руководства. Просто потому, что в XXI веке страны, живущие по законам века XIX, обречены

В России случившееся считают просто неудачным стечением обстоятельств. Дескать, "если бы не..." (не Крым, не "Бук", не Boeing, не санкции), сейчас все было бы иначе и с ценами, и со сбытом, и со строптивой Украиной, которая ухитрилась пережить зиму на голодном газовом пайке, на что вообще не рассчитывали в Кремле. На самом деле это закономерность.

Во-первых, все перечисленные "газовые" решения не имели экономического обоснования — повторюсь, это были решения политические. Во-вторых, сама политика Кремля, мягко говоря, не соответствует мировым трендам: пока Европа строит кооперацию, в Кремле делают ставку на жесткое противостояние востока с Западом, имперские амбиции и разговор с соседями с позиции силы.

Все это даже не ХХ, а скорее XIX век. И страна, которая живет по законам позапрошлого столетия, в современном мире просто обречена. Это бесспорная закономерность, а газовые провалы — всего лишь симптом этой закономерности.

PS

В начале 2014-го, когда санкции Запада еще не вступили в действие, Фокус прогнозировал отток капитала из РФ более чем в $100 млрд, падение золотовалютных запасов ЦБ РФ до уровня менее $400 млрд и сокращение ВВП в 2015-м на 5%. Большинство экономистов с этим не соглашались, но реальность оказалась даже хуже.

Сейчас Россия кажется незыблемой: огромная территория, колоссальные запасы ресурсов и 86% поддержки имперского курса. Тем не менее ее ждет или распад, или достаточно жесткая смена руководства. Просто потому, что в XXI веке страны, живущие по законам века XIX, обречены.