Совок в голове. Почему Крым не вернется в Украину
О роли третьего Рима, патернализма, дешевой колбасы и тюремных сроков
В августе 2014-го мы в Фокусе попытались выяснить, где в Украине больше всего ностальгируют по СССР. Взяв данные о дотациях (по нашей легенде, чем больше регион получал из бюджета – тем "глубже" его жители застревали в совке), и добавив к ним аргументы в виде советских топонимов, процента избирателей, голосовавших за коммунистов и числа жителей, заставших Сталина – мы получили карту страны с зонами риска. Несмотря на "шуточность" этой работы, картинка получилась вполне валидной (найти ее можно тут). А вот выводы, которые мы сделали из нее, проверку временем прошли не все.
Предположение, что "новороссия" в тех рамках, которые были очерчены в Кремле, это фикция – оправдалось. Мысль о том, что для любви ко всему советскому нужно было крепко застать "совок" – подтвердилась со скрипом. А вот вывод о доминирующих в этой любви шаровых деньгах (стабильная зарплата, водка по 10 и колбаса по 3 рубля) оказался неверным в принципе.
Последнюю мысль – тогда, в августе – развивать мы не стали. Хотя лично я был готов на что угодно спорить, что без помощи России и Донбасс и Крым быстро растеряют ностальгический пыл и сами запросятся назад. Вот это и было главной ошибкой.
Нет, Крыму и Донбассу Россия, конечно же, помогает. Но в первом случае это помощь на нижней планке соцобеспечения РФ, а во втором – в основном снарядами, ракетами градов и деньгами на "добровольцев". И в Крыму и в Донбассе цены изрядно выше украинских, а в последнем случае население имеет дело со всеми "прелестями" войны. Случился ли перелом в настроениях? Нет. Он и не мог произойти, поскольку разлом произошел не в денежной сфере, а в ментальной. В тех самых головах, где совок.
На днях в сети появились выдержки из интервью экономиста Джеффри Сакса, одного из разработчиков "шоковой терапии" для Польши, знакомого с ситуацией в постсоветских странах начала 1990-х. "У России нет точки фокусировки, половина ее истории про то, что мы уникальная цивилизация, третий Рим, а другая половина – про часть Европы и европейской цивилизации. Они до настоящего момента не могли определиться в этом вопросе", – говорит Сакс.
Возможно, в начале 1990-х так и было. Но не сейчас. Свой выбор в пользу третьего Рима Россия сделала, и сделала давно, как минимум несколько лет назад. А вместе с ней этот выбор сделали и все те, кто живет с ностальгией по третьему Риму/СССР – но на беду соседям не внутри, а за пределами России. В том числе – и у нас. Причем личная финансовая составляющая в этом выборе была минимальной.
"Просто они совки. Украинские совки, как рязанские или ростовские, только украинские. Вот есть такие люди, пенсионеры с детства, которые хотят иметь у себя над головой патерналистское государство, сильную руку, крепкий стержень в заднице, наслаждаться приятным щекотанием усов Сталина. Их дохрена, этих совков. Миллионы их в Украине в том числе, и в Киеве особенно", – пишет в одной из колонок Александр Нойнец. Добавляя, что происходящее, мировоззренческий конфликт в котором "идеология общества личных свобод столкнулась с идеологией патерналистского общества. Республика мелких лавочников столкнулась с протекторатом Швондера". Лучше не сформулируешь.
Из всего этого лично у меня ровно три вывода. Первый – хорошо, что все это случилось сейчас. Лет 20 назад, когда Украина еще не получила прививку свободы и патерналистские совки составляли большинство взрослого населения, страна вряд ли смогла пережить подобное происходящему сейчас. Второй – карту, упомянутую в начале материала, скорее всего, придется обновить, поскольку события последних месяцев в том же Харькове или Одессе показывают, что совков у нас гораздо больше чем хотелось бы. Хотя в идеале "латентных совков" стоило бы лечить контрпропагандой, а "совков воинствующих" – изоляцией от общества, начиная с админответственности и заканчивая ответственностью уголовной. Это, собственно, третий вывод.
Он, наверное, самый важный.