Представьте себе успешного бизнесмена, владельца крупной компании, который становится инвалидом. Недуг начинается с пошатывания, нарушения координации, но болезнь прогрессирует, и уже через некоторое время он не может обойтись без посторонней помощи. Естественно, еще вчера здоровый человек не хочет мириться с этими испытаниями и унижениями. Он не считает себя инвалидом, со страхом отгоняет эту мысль. И хотя материально он может обеспечить и себя, и детей с внуками, свое положение исправить не в состоянии.
Это реальная история из жизни моих знакомых, которые ранее не задумывались о подобных проблемах. Оказалось, что "социалка", как ее любят некоторые называть, - это не только пенсионеры, инвалиды, беженцы или бомжи. В социальной помощи нуждаются мама с новорожденным, человек, сломавший руку, родители, дети которых попали в подростковые истории.
Вне зависимости от глубины проблемы, каждый из них в бюрократической машине государства является "нулевым клиентом". Достаточно беглого поиска в интернете госучреждений с приставкой "социальный", как глаза разбегаются в потоке неизвестных названий. Управление труда и социальной защиты населения, Центр социальных служб для семьи детей и молодежи, специалисты социальной работы, территориальный центр социального обслуживания пенсионеров, ветеранов, инвалидов, – список можно продолжать долго. Разобраться в этой бюрократическом лабиринте практически невозможно, человеку приходится ходить по кругу.
Да, во всех учреждениях вас посчитают, заполнят бумажные формуляры, положив их на полку в наполненные такими же формулярами шкафы. Не забудут попутно упомянуть вас в отчете о предоставлении услуг, даже если вы таковых не получили. В понимании чиновников это информационная услуга.
Согласно отчету Киевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, его специалисты в 2014 году предоставили 470 320 индивидуальных и 198 827 групповых услуг. Нетрудно догадаться, что большинство из них именно "информационные".
Что делать?
Для выхода из этого замкнутого круга не нужно изобретать велосипед. На базе существующей системы достаточно создать единственную широкопрофильную социальную службу. На местном уровне ее специалисты выслушают человека, нуждающегося в помощи, выяснят его проблему и предложат заключить договор о предоставлении услуг.
Представим нашего бизнесмена в предлагаемой системе. Обнаружив проблему, он обращается в службу, отделение которой находится в его районе. Это такой себе кабинет социальной помощи, никаких раздутых штатов, работает три-пять человек. Профессиональные специалисты выслушают клиента, попутно выяснив его проблему. С ним заключают договор о предоставлении услуг, вносят его в единый социальный реестр таких услуг, а также находят исполнителя, способного решить его проблему. Реестр доступен для организаций, которые эти услуги предоставляют. В числе последних бизнесмен обнаруживает не бюрократов из госучреждений, а частные или общественные объединения, работающие с государством по принципу социального заказа. Они могут действовать онлайн, фиксировать процесс предоставления услуг и привлекать к нему другие вспомогательные организации, например, службы психологической помощи или медицинские учреждения.
Всеобщая неустроенность общества может привести к бедной и зависимой старости
Именно так работает система во Франции. Социальная помощь в этой стране логична и понятна для любого пользователя. Причем французы не пользуются всеми услугами бесплатно. Часто это небольшие деньги, но заплатив их, клиент может влиять на качество.
"Позаботься о себе сам" – такой девиз знает с раннего возраста каждый немец. Давно ходят легенды о немецкой экономности. И хотя деньги считают они очень умело, именно социальным налогам придают первостепенное значение. Немецкие компании 40% чистой прибыли пускают на оплату труда и на отчисления в социальные фонды. Каждый немец из заработанных 100 евро отчисляет в социальные фонды примерно 81.
Здесь знают, что если не вкладывать в программы социальной поддержки, то всеобщая неустроенность общества может стать угрозой и нарушить такой привычный для всех комфорт, может привести к бедной и зависимой старости.
Мы же бесконечно гордимся системой льгот, социальных выплат (часто мизерных) и бесплатными услугами (некачественными и зачастую далеко не бесплатными). При этом в украинском законодательстве отсутствует определение, что такое социальная сфера. Может именно с этого стоит начинать социальные реформы?