Зачем разведчиков обидели?
Эта легендарная группа спецназа невероятно везуча. И до обидного невезуча одновременно
Из передачи "Храбрые сердца" на канале 2+2 разведчики 8-го полка специального назначения узнали, что это, оказывается, не они нашли в августе 2014-го сбитого под Луганском летчика, восемь суток пробиравшегося к своим. Вдобавок к тому, орден за спасение пилота получил офицер, не имевший к операции ни малейшего отношения. Дважды обидно.
Группа 8383, или группа "КамАЗа", по позывному командира, поучаствовала во многих славных делах. О некоторых страна узнала из серии нашумевших интервью, которые ребята дали в конце ноября волонтеру Юрию Касьянову. "Исповедь разведчика" - это о них. Выполняя поставленные задачи и работая в свободном поиске, разведчики крепко досаждали сепаратистам. По их наводке не раз уничтожали технику и боевиков. Однажды накрыли большую группу командиров и их кураторов из ГРУ России.
С горсткой бойцов "восьмидесятки" и "айдровцев" спецназовцы отбились от многократно превосходящего противника на блокпосту в Георгиевке, сохранив этот населенный пункт за нами. От разведчиков этой группы Украина и мир впервые услышали и получили документальное подтверждение участия в боях под Луганском Псковской дивизии. У них были причины, возможность и горячее желание высказать высокому начальству все, что они думают об организованной в районе обороне, и высказали – самому генералу Колеснику, начальнику сектора. Результат: награды ни разу не нашли героев.
Когда ребята поделились наболевшим с Касьяновым в том самом интервью, руководство их быстро вычислило, и начались новые мытарства. Наверху были озабочены не проблемами разведчиков, а тем, как их укротить: на всю Украину прозвучала неприятная информация о якобы имевших место махинациях начальства. Командира дергали на душеспасительные беседы в высокие кабинеты. Бойцы всерьез стали опасаться, что их подставят с самыми серьезными последствиями. Когда их выдернули со своего района, который они знали как свои пять пальцев и где имели надежных информаторов с той стороны, и бросили под Дебальцево, они только с нехорошим пониманием усмехнулись.
Сейчас разведчики не хотят ничего сверхъестественного: просто чтобы никто другой не отбирал у них заслуги
Ничего, вышли из кольца, все живы. Но когда подошло время демобилизации, половина группы ушла – те, кто был призван, включая командира. Командира, который на момент мобилизации жил с семьей в Испании, но не смог не пойти на войну. И во многом благодаря ему, "КамАЗу", все его люди остались целы, даже без раненых обошлось. Вот главное умение и везение. А что без наград – обидно, досадно, да ладно. Комполка, когда уходили, не поблагодарил. Ничего, они-то знают, что были лучшими.
Но вот оказывается, что об их успехе как о своем рассказывает кто-то другой. Попробуй пойми, чем руководствовался командир разведгруппы 80-й десантной бригады Олег Дундук, когда рассказывал телезрителям, как он нашел сбитого пилота МиГ-29. Он действительно был на том задании 24 августа в поисковой операции южнее Луганского аэропорта. Но спецназ и десантники разделились: группа "КамАЗа" направилась вдоль линии ЛЭП далеко в сторону болота, а разведчики "восьмидесятки" направились в село Переможное. Встретились уже позже, в условленной точке, когда спецназ привел обнаруженного летчика.
Мне рассказывали эту удивительную историю еще тогда, по свежим следам. Как летчик замучил поисковиков, каждый раз меняя дислокацию. Группа эвакуации пеняла ему на то же самое. В этом районе с избытком было российских военных – летчик видел их, и у него не осталось сомнений, что это не местные сепаратисты. Поэтому встреча пилота и разведчиков все время срывалась. Разведчики, кроме того, всерьез опасались, что противник "ведет" летчика, чтобы заманить в ловушку их группу.
Пилот с позывным "Дед" в результате катапультирования и посадки повредил позвоночник и ногу. Каждое движение давалось ему с трудом. Потом даже родилась художественная версия: будто бы в эфире во время переговоров время от времени звучало: "Встал и пошел!" И якобы спецназовцы решили, что пилот под контролем врага, но на самом деле он так заставлял себя двигаться, преодолевая боль. "Дед" отмахивается: не было такого. Но, согласитесь, красиво.
Восемь дней летчик питался подножным кормом, пил воду из луж и был совершенно обессилен. Первым делом разведчики вкололи ему обезболивающее. Обратно его практически несли на себе.
Демобилизованные спецназовцы готовы в любой момент опять стать в строй
По воспоминаниям командира спецназа, когда уже в машине доехали до блокпоста в Георгиевке, "Дед" сказал: "Ребята, вы не поверите, как приятно видеть свой флаг". Летчик, кстати, из того самого полка Юлия Мамчура, он тоже участвовал в знаменитой психической атаке в Бельбеке, с развевающимся знаменем и гимном Украины против вооруженных до зубов россиян. Позже "Дед" передал разведчикам обещанный за спасение коньяк – единственную нашедшую их, но по-настоящему ценную награду. Получилось, правда, со второго раза: первую передачу распили какие-то чужие люди. Штабные, небось, бог им судья.
Сейчас разведчики не хотят ничего сверхъестественного: просто чтобы никто другой не отбирал у них заслуги. И очень просят связаться с ними Олега Дундука, контакт с "Дедом" у них есть, сесть и поговорить. Вспомнить.
Узнавал сегодня у бывшего бойца из группы 8383: как боевые из расчета по тысяче в день? Заплатили? Смеется. Демобилизовался в марте. На носу июнь. Но он готов, если вдруг, в любой момент опять в строй. Лучше бы с другим комполка, но тут уж как повезет.
Да, разведсеть, развернутая ими когда-то на той стороне, работает по-прежнему и регулярно шлет информацию, которую они, люди уже формально гражданские, перебрасывают по назначению. Другим контакты на той стороне не доверяют. Такая вот "гражданка" у спецназа.