Разделы
Материалы

Пусть меня научат. Как не ошибиться в выборе вуза и профессии

Фото: Getty Images

В 1992-м, окончив школу, я выбирал специальность для подачи документов в институт. О будущем трудоустройстве, признаться, не думал — больше интересовало отсутствие среди предметов химии, которую после школы я толком не знал. Итогом выбора стал приборостроительный факультет Киевского политеха. И только на первом курсе я сообразил, что название специальности "приборы точной механики" было эвфемизмом для систем наведения, в основном — ракет. Учиться этой премудрости мне, мягко говоря, не хотелось.

Спустя десять лет, два факультета и три специальности, я все же получил диплом. Но уже по осознанному выбору: к тому времени я лет пять как работал в газете, а диплом по IT-технологиям издательского дела позволил взглянуть на профессию с другой стороны. В общем, было интересно, да и знания пригодились, хотя и нельзя сказать, что работаю я по специальности.

Впрочем, журналистика — не самый яркий пример. Дипломированные журналисты в любой редакции составляют меньшинство. Научить человека писать, специально задавшись такой целью, крайне сложно, если не невозможно, сколько редакторских факультетов или литинститутов ни окончи. Но я встречал и людей, работающих на инженерных должностях после истфака. Причем работающих, что называется, "по призванию".

Болонская декларация позволяет студентам учиться тому, что им действительно интересно

Примерно лет за пять до получения диплома меня крепко удивил знакомый, который после трех курсов политеха эмигрировал в Германию и поступил в тамошний университет. Начав с аэрокосмической специализации (как и до этого в КПИ), в итоге он окончил вуз инженером связи. В немецкой системе обучения студент сам может выбирать себе учебные курсы по ходу обучения, занимаясь теми предметами, которые ему интересны. А набрав необходимое количество часов по профильным дисциплинам — получить диплом, запись в котором иногда кардинально отличается от первоначальной специальности. Собственно, все это и есть Болонская декларация, о которой в Украине говорят уже лет десять — с 2005-го, когда мы к ней присоединились. Она позволяет студентам, большинство из которых и в 16, и в 20 лет слабо представляют, кем в итоге хотят стать, учиться тому, что им действительно интересно.

Плохая новость в том, что у нас, как и 20 лет назад, в большинстве вузов единожды выбранную на первом курсе специализацию не удастся сменить без сдачи "академразницы". На практике это означает, что с третьего-четвертого курса студент может перевестись только на первый-второй курс другой специальности. Да и то, как правило, в пределах своего факультета.

Но есть и хорошая новость. Основные составляющие "болонского процесса" первыми вводят лучшие вузы Украины. Первые 30 из них — в свежем рейтинге лучших вузов Фокуса (журнал уже в продаже).