Разделы
Материалы

Кто нам доктор. В защиту Запада, хоть он в ней и не нуждается

Оправдывать свою беспомощность подлостью врага — инфантилизм. Предъявлять в качестве доказательства государственной состоятельности убитых на войне — подлость. Требовать у сильных могут только сильные

Фото: УНИАН

В Украине модно ругать "бесхребетных" западных политиков. Они, дескать, не понимают, что промедление с помощью Украине в борьбе с восточным соседом может сыграть с ними злую шутку. Мол, очевидно же, что аппетиты РФ рано или поздно перекинутся на тихие улочки Сан-Марино. Опомнитесь, кричат украинские эксперты и политики разных мастей. Мы здесь, в этих желто-голубых пенатах, ваш форпост и единственная надежда, что коричневая чума XXI века не снесет ваши дома. Давайте нам скорее оружие (Украина, правда, в десятке стран — экспортеров оружия… Ну и что? Нам же трудно!), деньги тоже давайте, и миротворцев. Что вы там себе думаете? Торговать с Путиным хотите? Стыд-позор. Запад думает только о своей выгоде! Запад боится Путина!

Для нас открытие, что "они там" прежде всего прагматики — оценивают риски, анализируют, взвешивают, советуются и только потом действуют. Или не действуют. Для нас, не способных просчитывать даже последствия вчерашних событий, не говоря уже о завтрашних, это как минимум странно. И обидно.

Защищайте нас, не то вам не поздоровится. Такой себе детский шантаж. Потому что оправдывать свою беспомощность подлостью врага — инфантилизм. А предъявлять в качестве доказательства государственной состоятельности убитых на войне — подлость.

Требовать у сильных могут только сильные. Слабые могут просить, и имя им — легион. Сильный прежде всего уважает себя — делает все возможное, чтобы защититься самому. Тогда только у него появляется моральное право принимать помощь у "братьев по разуму".

Показатель развитости — это когда гуманитарные цели становятся приоритетными. Справедливость, нравственность, спасение, жертва

И о деньгах. Начиная с 1991-го, 23 года зарубежные организации и международные фонды выделяли (и продолжают это делать) миллионы на строительство украинских институций, дорог, инфраструктур, борьбу с коррупцией, словом, на все хорошее и против всего плохого. Говорили: вот вам деньги, будьте людьми, пусть работают законы. Мы брали деньги, показывали картинки бурной деятельности и объясняли особенностями национального менталитета неспособность жить по закону.

Результативность этих вложений, как понимают сейчас наши наивные доноры, в общем-то равна нулю. Потому что легкие деньги — недетский соблазн. Это даже не горы мороженого, это аттракцион, вечный луна-парк. Конечно, развитые страны называются так не только из-за высокого ВВП на душу населения. Показатель развитости — это еще способность и желание помогать слабым вылезать из болота. Это когда гуманитарные цели становятся приоритетными. Справедливость, спасение, нравственность, жертва — вот это все. Нет, мы застряли на уровне "украл-сел".

Распространенное мнение: подлый Запад, давая деньги, хочет взамен поработить нас. Но, господа, все самое ценное, что у нас есть, мы отдаем просто так, без денег. Например, человеческий потенциал. А предложить что-то интересное Западу на правах партнеров еще долго будем не в состоянии.

Я не идеализирую Запад. Конечно, когда ты решил проблему социальной защиты граждан, когда на пособия по безработице в твоей стране живут миллионы беженцев, тянет поиграть в мировое господство. И в этом смысле такая игра Запада несколько логичнее, мягко говоря, чем той же РФ. А мы? Мы не игроки, нет. Мы один из лотов. И ни разу это положение не смогли серьезно оспорить. Прежде всего потому, что революций достоинства для этого недостаточно.

Чтобы перейти в другую категорию, надо как минимум доказать приверженность идеалам этих революций.