Разделы
Материалы

Отрезанный полуостров. Как Украине вернуть Крым

Чиновники не раз заявляли, что они не забывают о гражданах Украины, оставшихся на оккупированной территории. И это правда. Не забывают. Подбрасывают им новые проблемы

Фото: Алексей Батурин

Очередную порцию добавили в начале лета, обязав украинцев, желающих пересечь границу с Крымом, оформлять загранпаспорта для детей. 4 июня Кабинет министров издал постановление №367, которым утвердил порядок въезда в оккупированный Крым и выезда из него. Совершеннолетние граждане Украины могут, как и прежде, пересекать границу по внутреннему паспорту. Для детей придется оформлять проездной документ ребенка — так официально называется детский загранпаспорт. О своей инициативе чиновники заблаговременно не предупредили. Я убедился в этом 7 июня, когда вез своих детей в Крым, в гости к бабушкам. На границе пограничники ни словом не обмолвились о том, что порядок ее пересечения изменится на днях. А спустя пять дней прочитал в Facebook отчет о скандалах на границе: пограничники не пропускали на полуостров десятки семей, люди, естественно, возмущались.

Кабмин не потрудился объяснить, зачем обязал родителей тратить время и деньги на оформление загранпаспортов для детей. И моих знакомых крымчан, которые продолжают считать себя украинскими гражданами, его действия неприятно удивили. Они ищут логику в этом решении и не находят. Если речь идет о блокаде Крыма, почему государство воюет со своими гражданами, но разрешает доставку на полуостров товаров? Причем наказывает наиболее лояльную к Украине часть населения — тех, кто уехал после аннексии либо не рвет связи с материком, не веря сказкам о киевской хунте. Представьте, чтобы съездить в Украину всей семьей, кому-то из взрослых придется как минимум пару раз смотаться, например, в Херсон, чтобы оформить документы.

Говорить о том, что такие постановления ограничат поток туристов в Крым, тоже не приходится. Там уже созданы все условия, чтобы отбить желание приезжать на отдых. Вы пробовали пройти границу? Удовольствие от этого может получить только мазохист. Впрочем, и без этого многие украинцы не хотят ехать на отжатый полуостров. Немаловажен и материальный фактор: в Крыму реально дорого. Десять дней пребывания там обошлись мне в 20 тыс. рублей (около 8 тыс. грн.). При этом стоит учитывать, что у меня было где жить, а благодаря заботливым родственникам не приходилось особо тратиться на продукты. Крым перестал быть по-курортному беззаботным, например, здесь уже не выпьешь вина на вечерней набережной без риска нарваться на штраф в 500 рублей.

Если речь идет о блокаде Крыма, почему государство воюет со своими гражданами, но разрешает доставку на полуостров товаров? Причем наказывает наиболее лояльную к Украине часть населения

Так что единственное разумное объяснение мои знакомые находят в том, что государство хочет сбыть гражданам напечатанные бланки загранпаспортов. Ведь во время кризиса спрос на них должен был сократиться.

Я — крымчанин и уверен, что останусь им, проживи я в Киеве хоть двадцать лет. Я хочу получать четкие сигналы о том, что моя страна не смирилась с потерей Крыма. И я лично знаю несколько десятков украинцев, оставшихся на полуострове, которые жадно ищут их в информационном потоке. Конечно, я прекрасно понимаю, что без помощи мира Украина не вернет Крым, что этот процесс, возможно, растянется на десятилетия. Но уверен, что пытаться отрезать от себя полуостров — проигрышная позиция. Наоборот, нужно стимулировать поездки на материк крымчан, прежде всего молодых. Давать им льготы на поступление в украинские вузы, организовывать летние лагеря в Центральной и Западной Украине, звать на работу. Знакомясь с людьми и традициями украинских регионов, крымчане должны убедиться, что киселевы врут. Тогда возвращение не будет казаться им пугающим. Запирая их в российской действительности, мы придем к тому, что проукраинских граждан в Крыму будет становиться все меньше: стерпится — слюбится.