Разделы
Материалы

Кредиты сбили с курса. Чем аукнется банкам, заемщикам и Украине принятый Радой закон

Почему реструктуризация валютных займов неизбежна и кто заплатит по курсу 5,05 грн за доллар

Фото: mln.kz

Принятие парламентом закона, предусматривающего конвертацию всех потребительских валютных кредитов по курсу на момент выдачи, возымело эффект разорвавшейся бомбы. Банкиры тут же заявили о нелепости такого требования, ставящего под угрозу валютные депозиты. Нацбанк и Минфин анонсировали скоропостижную кончину финансовой системы. Первый назвал сумму потенциальных убытков для банковских учреждений в размере 100 млрд грн, второй — 95 млрд грн.

В свою очередь валютные заемщики, попавшие в кредитную кабалу, радостно потирают руки, получив шанс рассчитаться по долгам. Те же, кто погасил свои обязательства вне зависимости от ситуации на валютном рынке, почувствовали себя в роли персонажей из старого одесского анекдота: "Жора, я не понял, все улетели, а мы остались?"

С точки зрения экономики конвертация валютных кредитов на столь радикальных условиях — такое же зло, как и их выдача. По всем канонам банковского дела, заемщика можно кредитовать только в той валюте, в которой он получает доходы. В долларах и евро зарплаты в Украине не платят. И точно так же нельзя менять правила игры в зависимости от желаний электората. С таким же успехом банкиры могут выдать валютные депозиты в гривне на момент открытия счета, хотя потери вкладчиков будут не столь существенными, как потенциальный выигрыш заемщиков.

По большому счету и заемщики, и банкиры в свое время сыграли в рулетку. И оба лагеря пытались переложить все риски друг на друга. Рано или поздно конфликт интересов должен был вырваться наружу. Хотя локализовать все потенциальные проблемы можно было еще в 2009 году.

Если казна окажется пуста, страна взорвется изнутри, и тогда ее будет легче додавить снаружи

Тогда глава Минфина Виктор Пинзеник предлагал разделить риски на троих — между государством, банками и заемщиками. Откровенно говоря, каждая из сторон внесла свою лепту в кредитную ловушку, в которой оказалось население. Государство в лице Нацбанка не имело права позволять финансировать население в валюте, прекрасно понимая, что девальвация гривны — вопрос времени. Банкиры не должны были подвергать клиентов дополнительным рискам, особенно в стране с переходной экономикой. А заемщикам следовало бы просчитывать возможные последствия. Но тогда посчитали, что население вытянет и проблемы рассосутся сами собой.

Увы, не рассосались. В итоге получаем популистский закон, угрожающий экономической безопасности государства.

Президент наверняка ветирует закон. А скорее всего, он вообще не дойдет до гаранта, поскольку депутаты, поддерживающие Петра Порошенко, отзовут свои голоса. Зачем подставлять президента накануне выборов, на которых он наверняка планирует укрепить свою вертикаль. Посему можно лишь пофантазировать на тему, что было бы, если бы закон все-таки был бы подписан.

В этом случае основной удар придется на банки с иностранным капиталом, которые в свое время активно развивали валютное потребительское кредитование за счет дешевых займов от материнских структур. Выдержат ли они его? Теоретически — да. Ликвидность на европейских рынках просто зашкаливает благодаря массированной накачке европейским Центробанком финансовых учреждений для стимулирования экономического роста. Вопрос лишь в том, будут ли зарубежные акционеры поддерживать свои дочки. Учитывая, что сейчас стоимость банков в Украине нередко равна нулю, возникают большие сомнения в желании акционеров вкладывать миллиарды для компенсации потерь заемщиков. Скорее всего, они надавят на МВФ, который заблокирует кредитование Украины. Так уже было в Венгрии, которая отважилась на рефинансирование валютных кредитов после кризиса 2008 года. Но тогда эта страна не была в столь сложном экономическом и политическом положении, как Украина. Ее зависимость от внешних доноров была незначительной. И, в конце концов, Венгрия не воевала с Россией.

Для Украины внешняя финансовая поддержка — это не просто способ залатать дыры в бюджете. Это вопрос выживания государства. Если казна окажется пуста, страна взорвется изнутри, и тогда ее будет легче додавить снаружи. Все эти риски хорошо известны не только первым лицам государства, но и тем, кто отдавал голоса за принятие закона, прекрасно понимая, что будущего у документа нет.

Как теперь решать проблемы валютных должников? Власти должны в кратчайшие сроки разработать и принять альтернативные законопроекты, позволяющие добиться сразу двух целей. Первая — конвертировать валютные долги в гривну с разделением курсовых потерь между государством, банками и заемщиками. Вторая — предоставить заемщикам право объявлять о своем банкротстве, избегая тем самым бесконечного преследования со стороны кредиторов, нередко напоминающую травлю. В противном случае кредитный майдан вспыхнет с новой силой.