Сейчас шутят, что введение больших штрафов на дорогах – это способ помочь нашей ГАИ в условиях кризиса. Хотя я без всяких шуток считаю, что эта мера решает проблему, стоящую перед страной. Посмотрим на происходящее с экономической точки зрения. Дано: жуткие цифры количества аварий на украинских дорогах. Требуется: найти эффективное средство эту самую аварийность уменьшить при минимуме затрат со стороны государства. Для любого менеджера сразу понятно, что надо разобраться, почему так происходит, а потом решить с теми ресурсами, которые есть в наличии.
Причина высокой аварийности – в плохом состоянии дорог и в пренебрежении к правилам дорожного движения (ПДД) со стороны водителей. С первым сейчас точно ничего сделать нельзя – деньги будут разворованы. А вот со вторым понятно, как поступать. Ведь люди всегда реагируют на стимулы, а особенно – на отрицательные! И если ранее штраф в 17 грн. или заменяющая его взятка в 10 грн. не прививали водителям должного уважения к ПДД, то штраф в 250 грн. или 100 грн. взятки вместо него отобьют у них охоту пренебрегать правилами.
Итак, первый шаг сделан: штрафы многократно ужесточены – "как в Европе". За ними вполне предсказуемо – для всех, кроме министра Юрия Луценко, – последовали взятки. "Как в Европе" не получилось. Да и не могло! Просто потому, что не работают два других стандартных для Европы механизма: честная и эффективная судебная система и страхование ответственности водителей. Без первой всегда будет легче дать взятку на дороге, чем потом давать большую сумму в суде или же бесконечно судиться. А без обязательного страхования, когда страховые компании автоматически поднимут для постоянных нарушителей ставки на заоблачный уровень, долгосрочный экономический стимул для соблюдения правил не работает.
Правда, теперь в МВД говорят, что им взятки тоже не нравятся. И начинается новая кампания: вводятся системы контроля, предлагается поднять сотрудникам зарплату. Каким будет следующий шаг? Повышение зарплат контролеров? Потом, очевидно, создание системы контроля над контролерами, затем – над контролерами контролеров? Я думаю, не стоит пытаться решать две большие проблемы – аварийность на дорогах и повальное взяточничество в ГАИ – одним махом. Все равно через два года придется массово увольнять всех гаишников: в автоинспекции не берущие взяток просто не выживают.
И вот тут, абстрагируясь от государственнического пафоса и политических табу, "экономист на диване" может предложить чисто экономическое решение, как сэкономить бюджет и при этом снизить аварийность. Нужно отдавать каждую трассу в концессию отдельной фирме – назовем ее ЧП "ОблГАИ". Она будет выплачивать государству годовую лицензию за право контролировать порядок на вверенном участке, штрафовать нарушителей.
Не думаю, что многие заметят разницу с сегодняшним положением дел. Начальник областного ГАИ просто станет директором фирмы и возьмет своих инспекторов себе в штат. Как и сейчас, водитель сможет судиться, если посчитает штраф несправедливым. Но судиться он может у себя по месту жительства – одна фирма не в состоянии купить судей по всей стране. И второе: если водитель выиграет суд, то нашему ЧП придется заплатить государству большой штраф. Кто не сможет позволить себе нарушать, будет ездить по правилам. Кто опасается, что частные полицейские отнесутся к нему необъективно, поставит в машину диктофон и видеокамеру. У кого очень много денег – будет нарушать и потом с помощью взяток выигрывать суд.
Изменяя величины штрафов, можно будет менять и цену концессионных контрактов, тем самым регулируя прибыль наших новых фирм. И тогда никто уже не будет удивляться, откуда у начальника ГАИ трехэтажный коттедж в Конча-Заспе. Значит, заработал, выполняя свой контракт с государством. То есть боролся с нарушителями, не допускал незаконных действий со стороны своих сотрудников, обеспечил порядок и безопасность движения.
Петр Чернышов