Разделы
Материалы

Выборы, выборы, кандидаты — ля-ля-ля. Кто может сменить Кернеса

Идея, что Геннадия Кернеса можно побить только его же оружием — криком и наездом, живет и побеждает перед выборами в Харькове

Геннадий Кернес и Михаил Добкин / Фото: sq.com.ua

Три кернеса, два бизнесмена-мецената — основные претенденты на кресло харьковского мэра. И вряд ли их, основных претендентов, станет больше. Зарегистрируются десятки, но кроме этих, так — мелочь. Нет джокера в колоде, сюрпризов не будет, им неоткуда взяться.

Вот если бы Жадан — но он никогда не пойдет в политику, где ты покупаешь людей и тебя покупают. Вот если бы Евгений Захаров — главный правозащитник, — но он тоже просто порядочный человек. Или Ярославский, Харьков его не забыл, все успехи "Металлиста" — его успехи, да и на прошлых выборах он хоть и не пошел в мэры, но высказался против Кернеса. Но и Ярославский, побывав один раз в политике (в 2002‒2006-м, депутатом Верховной Рады от Партии зеленых), зарекся.

Итак, три кернеса. Кернес как явление — это что? Это стиль. Стиль руководства и речи, который определяется одним словом: хамство. И в смысле бескультурья, грубости, наглости, и в том, который вкладывает Мережковский в "Грядущем хаме": бездуховность, бездушие, мещанство, бюрократия, пошлость. Харьков этот стиль хорошо усвоил, привык, что его посылают.

Человек — это то, как он говорит. Послушать Александра Давтяна — владельца гостиницы "Харьков", телеканала Simon, ресторанов, строительного бизнеса, недвижимости и т. д., — выбранного партией власти оппонентом Кернесу, послушать Анатолия Родзинского (свое общественное движение "Народный контроль" — "Контролюй владу"), депутата горсовета, вот уже несколько месяцев нещадно поносящего Кернеса с экрана телевизора, вызывающего его на дуэли и т. п., — где разница? Ее нет, обертоны не в счет, а так все то же: уже знакомое Харькову по Кернесу —наезды, закошмаривание и вообще дискурс криминальных девяностых весь целиком.

Я еще ничего не сказал о косноязычии? Можно смеяться, но можно и вдуматься: косноязычие речи — косноязычие (или отсутствие четкой) мысли — двуличие поступков.

Разница в том, что Давтян Кернеса не трогает. Давтян всегда был в оппозиции, но никогда оппозиционным: и когда на президентских выборах 1999 года поддерживал Марчука против Кучмы, и когда в 2000-х был депутатом горсовета, и когда в 2009-м возглавил Харьковской отделение "Фронта змін" и прошел от него в облсовет. Так и сейчас, когда его поставили во главе харьковской городской организации "Солидарности", — он всегда лавировал и договаривался. А то, что он стал кандидатом в мэры Харькова от БПП — и всех как бы демсил — значит, что киевская власть слила Харьков Кернесу и даст ему победить, что есть договоренность по-тихому. Впрочем, и вялотекущий суд над ним в Полтаве, и то, что с кернесовского "7 канала" в адрес губернатора Райнина звучит чересчур уважительная риторика — а ведь помним, как с "7 канала" поливали предшественника Райнина Балуту, как Кернес объявлял его вместе с Аваковым заказчиком покушения, — свидетельствует о том же.

Вся хитрость ситуации в том, что нет уверенности, есть ли среди антикернесов хоть один настоящий или все они проект "Кернес", гарантирующий ему победу на выборах

Кто придумал Родзинского, сложно сказать, может быть и сам Кернес, идея, что Кернеса можно побить только его же оружием — криком и наездом, — давно витала в воздухе. Одно время функцию антикернеса выполняла Богословская, но, видимо, не слишком справлялась, поэтому сегодня отошла на второй план. Так вот, не исключено, что Кернес просто пошел на опережение и, чтобы не возник никакой другой анти-, создал себе Родзинского. Вы думаете, такого не бывает? В любом случае, зачем Харькову Кернес №2? Другой, но точно такой же.

Мультимиллионер Фельдман, хозяин "АВЭКа" и "Барабашова", у многих ассоциируется с понятием меценатства: "Фонд Александра Фельдмана", помогающий пенсионерам и многодетным; бесплатный Feldman Ecopark — альтернативный зоопарк в лесу за харьковской окружной; одно время существовавшая премия "Народное призвание" — харьковский "Оскар" для деятелей культуры; скамейки и детские площадки в районе, от которого Фельдман баллотируется в Верховную Раду; постоянно выставки из собственной коллекции искусства, открытые для всех. Но.

Фельдман такой же лавировщик, как и Давтян, вернее — еще более, и для многих ассоциируется с, мягко скажем, политической беспринципностью: сначала в горсовете, затем, с 2002-го, в Верховной Раде, он вместе с Кучмой; пришел Ющенко — вступаем в "БЮТ"; победил Янукович — разделим с ним победу, идем в Регионы. Да, все понимают, в Харькове, чтобы Кернес не отжал бизнес (как у Ярославского — "Металлист"), нужно быть при Кернесе. Но и все понимают — кто ты тогда на выборах против Кернеса? Технический кандидат?

С Юрием Сапроновым еще сложнее, ведь за него готовы проголосовать патриоты и интеллигенция. "Фонд Юрия Сапронова", помогающий детям с пороком сердца, стипендия одаренным студентам, поддержка спорта, некоммерческих издательских инициатив, в том числе на протяжении нескольких лет толстого литературного журнала "©П", финансирование волонтеров, переселенцев, добровольческих батальонов. Лет пять назад, когда местные жители митинговали против строительства его гольф-клуба, он пошел им навстречу, потратил деньги и заказал новый проект — по бесхозным полям. Но.

Друг Кернеса и Добкина, при добкинском губернаторстве в 2010‒2014-х годах — вице-губернатор по экономике. Экс — сразу после кровавых событий в Киеве 22 февраля 2014-го подал в отставку. И так же ж хочется верить, что экс-друг. Но если нет?

Да, вся хитрость этих выборов в том, что они проходят в два тура, и если во втором оказывается обманувший ожидания избирателей антикернес и снимает свою кандидатуру в пользу прошедшего вместе с ним — кто-то сомневается? — Кернеса, то… Понятно.

Нет, вся хитрость и подлость ситуации в том, что нас столько раз обманывали, и мы уже не уверены, есть ли среди антикернесов хоть один настоящий или все они проект "Кернес", гарантирующий ему победу на выборах.