Разделы
Материалы

В пятый раз, не последний. Почему Лукашенко вновь избран президентом

Беларусь перемен не хочет, а если и хочет, то боится

Фото: Наша Нива

Не нужно было быть экспертом, чтобы предсказать победу Александра Лукашенко на выборах: конкурентов у него нет. Даже зарегистрированный в Литве, от греха подальше, Национальный институт социально-экономических и политических исследований в сентябре насчитал по соцопросам 45,7% сторонников у Лукашенко и только 17,9% у лидера от оппозиционной коалиции Татьяны Короткевич.

Собственно, почти так и вышло: у президента — 83%, у Короткевич — 4%, у оставшихся двоих кандидатов еще меньше. Можно было и не считать, но сделали вид, что посчитали. Опытные наблюдатели, неофициальные, обратили внимание, что очень высокая объявленная явка в 87% свидетельствует о необычно интересных и малопредсказуемых для избирателя выборах. В то же время процент против всех тоже чрезвычайно высок — 6,4%, что, наоборот, указывает на недовольство граждан: нет выбора. Так не бывает, чтобы при 86% случились такие 6%. Но это у других не бывает, а в стране — лидере по продажам тропических фруктов и морской рыбы в Россию и не такое бывает.

Правда, и Александр Григорьевич уже тот, да не тот. Он больше не хочет быть главой единого союзного государства с центром в Москве, он выстраивает новые отношения с Западом. Политический нюх у Лукашенко исключительный, и этот нюх подсказывает сейчас зарабатывать не на близости с Россией, а на некоторой дистанции со страной, настойчиво портящей отношения со всем светом. Зато теперь Беларусь, не теряя российских экономических льгот, рассчитывает еще и на кредит МВФ в 3,5 миллиарда долларов. Ради такого дела в августе из тюрьмы выпустили шестерых политзаключенных и не стали свирепствовать на выборах, а в ответ Беларуси начали приостанавливать санкции.

Собственно, почти так и вышло: у президента — 83%, у Короткевич — 4%, у оставшихся двоих кандидатов еще меньше

Президентские выборы действительно были проведены примерно. Нет, механизм демократических процедур тут давно сломан, если бы даже захотели, то не смогли бы сделать все как надо. Но зато впервые никто не был посажен, а накануне выборов в Минске несанкционированный митинг собрал невиданное с 2010 года количество людей — аж полторы тысячи, и его не разогнали, как и пару сотен человек, выразивших свой протест в день голосования в центре столицы. Просто какой-то разгул либерализма. В Европе так и отметили: выборы международным стандартам не соответствуют, но прошли "в примирительной атмосфере". Теперь уже и атмосферы, выходит, достаточно, чтобы уйти от санкций.

Пятижды президент готов имитировать небольшие перемены, а населению и они не нужны. Те, кому не по душе жизнь в нынешней Беларуси, не видят перспектив и стараются покинуть страну, тем самым ослабляя и без того неощутимое оппозиционное давление на власть. Цена, которую за разрыв с прошлым заплатила и продолжает платить Украина, белорусов, за небольшим исключением, пугает. Если не случится чего-то из ряда вон, Лукашенко может смело рассчитывать и на шестой срок.