Разделы
Материалы

На вершине политического блаженства

Я недавно вернулся из Вильнюса, где проходила встреча интеллигенции разных стран бывшего Советского Союза. В ней принимали участие многие известные люди, в частности журналист Евгений Киселев и аналитик Андрей Пионтковский, бывший председатель верховного совета Беларуси Станислав Шушкевич. Должен отметить — все с завистью смотрят на Украину!

Нам это странно слышать, но достичь того политического состояния, в котором наша страна сейчас находится, представляется зарубежной либеральномыслящей интеллигенции верхом политического блаженства.

Да, у нас кризис, но сам процесс поиска выхода из него все наши соседи находят вполне демократическим, европейским, парламентским. Такова политическая Украина в глазах наших соседей и, я думаю, что это заслуженная оценка.

Конечно, в Украине все далеко не в таком розовом цвете, как это видится из-за границы. Нам еще предстоят тяжелые испытания. Но отнюдь не потому, что есть какие-то серьезные противоречия. Как раз сегодняшние проблемы не представляют собой ничего страшного. У нас, скажем, не сложилась стабильная система взаимозависимости олигархии и государственной бюрократии. Благодаря этому возможны любые — и безболезненные! — перестройки в системе. К тому же возросла сила влияния средств массовой информации. Все это настраивает на оптимистический лад.

Но впереди у нас другое. То, что мы получили за последние пару лет после Оранжевой революции, — более-менее понятная структуризация нашего политикума. Но от того, как он станет развиваться в дальнейшем, будет многое зависеть. В первую очередь — как будет складываться судьба Партии регио­нов и ее экономическая платформа. Если она останется правоцентристской, то непонятно, в чем у нее будут разногласия с "Нашей Украиной", платформа которой аналогична? Если они останутся близкими, то возникнет вопрос — почему это разные партии? И где те левые, которые уравновесят этих "правых" — возможно, этот пустующий пока фланг займет Юлия Тимошенко? Следовательно, можно ожидать некой крупной перестройки политической структуры страны, которая совершенно по-иному поделит электоральное поле. Правда, к этому балансу нам не удастся прийти быстро, так что оптимизм должен быть умеренным.