Разделы
Материалы

Уроки без чтения. Как вернуть книгу украинским читателям

Среди тех, кто почти не покупает книг, есть две категории: те, у кого купить не на что, и те, кто не находит того, что его интересует. Обе беды излечимы

Фото: web-mirror.net

Всевозможные рейтинги-исследования образованности и интеллектуального развития отводят Украине место, которое гораздо выше, чем уровень доходов ее населения, экономического развития страны etc. Лукавые цифры обычно не учитывают, что эта образованность и начитанность повальна среди 35-летних и старше, то есть тех, кто учился в прошлом веке. Сегодня диплом об образовании обычно мало что значит при трудоустройстве в частном бизнесе, важнее опыт работы по специальности, умение подать себя на собеседовании или рекомендации и знакомства. Убежден: причина не в отличии менталитета украинских работодателей от европейских, а в недоверии к нашим дипломам.

Исследования чтения и интереса к приобретению книг (а это разные вещи, учитывая повальное электронное пиратство), показали, что почти половина взрослого населения страны не читает книг вообще или читает их редко, почти две трети населения не являются постоянными покупателями книг. Вот тут важное замечание. Среди тех, кто почти не покупает книг, есть две категории: те, у кого купить книги не на что, и те, кто не находит того, что его интересует. Обе беды излечимы.

Первая излечима проще: государство лишь должно вернуться к своей функции, которая традиционна для всего цивилизованного мира, прописана в нашем законодательстве и давно забыта нашими законодателями — обеспечение публичных библиотек широким ассортиментом новинок книжного рынка. Появление в библиотеках книг массового спроса и школьной программы по литературе быстро вернет в библиотеки читающую часть населения, и не только тех, кто не имеет денег. Начало финансирования заставит издателей поверить в стабильность спроса со стороны государства, и они в среднесрочной перспективе профинансируют и создадут более сложную, справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, переводы с основных мировых языков, требующие существенных затрат.

Только жесткий системный подход в состоянии сломать тенденции замены образования дипломом, знаний — умениями, а квалификации выпускников — кумовством

Вторая беда — производная первой. Стабильное финансирование библиотек расширит ассортимент украинских книг, вне зависимости от языка издания, позволит книготорговцам создать качественные книжные магазины, вернет разочарованного сегодня их бедностью и однообразием ассортимента читателя. Новых учебников для высшей школы крайне мало. Вопрос фактической, а не формальной конвертируемости наших дипломов в Европе связан не только с уровнем престижности образованности в стране, но и с уровнем преподавания и уровнем учебников.

Маленькая Литва на 98% перешла на использование завезенных из-за рубежа учебников на английском. Мы все еще можем создать свои качественные учебники, достойно перевести базовые учебники с мировых языков, однако для этого мало усилий издателей. Местечковость подходов многих наших вузов по сканированию учебников для бесплатного пользования во внутривузовских и библиотечных сетях нарушает права авторов и издателей и фактически привела к краху вузовского книгоиздания. Переход же в результате этого большинства вузов на пособия и методички своих преподавателей вместо базовых учебников окончательно демотивировал лидеров интеллектуальной мысли в высшей школе. Только жесткий системный подход Минобразования в состоянии сломать тенденции замены образования дипломом, знаний — умениями, а квалификации выпускников — кумовством.