Разделы
Материалы

Опасная пленница. Почему запрет Украиной фильмов напоминает омерзительную советскую традицию

Министерство культуры продолжает "тащить и не пущать" супостатов от российской культуры. Сегодня список лиц, представляющих угрозу национальной безопасности Украины, расширился с четырнадцати до сорока персон

Кадр из фильма "Ирония судьбы" / Фото: kino-teatr.ru

Скорбный перечень пополнили среди прочих Элина Быстрицкая, Николай Бурляев, Валерий Гергиев, Аристарх Ливанов, Лев Лещенко, Федор Бондарчук, Вадим Самойлов, Валентина Талызина, Олег Табаков, Дмитрий Харатьян, Андрей Коваленко, Карен Шахназаров, Наталия Варлей.

На эмоциональном уровне печально видеть былых кумиров в таком контексте и такой компании. Правда, степень угрозы нашей безопасности со стороны, скажем, безобидных актрис Натальи Варлей или Валентины Талызиной, представляется меньшей, нежели от старого русопята Николая Бурляева или свихнувшегося на патриотизме (или опиуме?) рокера Вадима Самойлова. И вообще, насколько опасны для нас могут быть мастера культуры? Да, чьи-то нехорошие слова и дела известны больше, чьи-то меньше. Но это вопрос нашего отношения к публичным персонам, не более того. Конечно, обидно разочаровываться, досадно видеть любимых некогда артистов маразматиками и дураками. Но чтобы прямо так уж опасаться — не знаю.

Больше теперь придется опасаться, чтобы ретивые чиновники не выкинули из нашего телевизионного оборота культовое наследие, связанное с именами фигурантов списка Кириленко. Новый год на носу — как быть с "Иронией судьбы"? Там же Талызина. В принципе, она там не хвалит Путина и не кричит "Крым наш!" Но мало ли. Опять же с "Кавказской пленницей" что делать будем? Варлей ведь того. И далее по списку.

Половина титанов и гениев были алкоголиками, развратниками, картежниками, геями. Кто-то искренне восхищался Гитлером, кто-то — Лениным и Сталиным, кто-то — Мао Цзэдуном. Но книги, картины, симфонии, кинофильмы, свободные от пороков своих создателей, живут в веках и восхищают многие поколения

Как тут не вспомнить омерзительную советскую традицию — изымать из оборота произведения и вычеркивать имена мастеров искусств, которые по тем или иным причинам попадали в опалу. Как убирали из проката фильмы режиссеров-эмигрантов, как вырезали из титров имена актеров-эмигрантов, как предавали замалчиванию имена спортсменов-невозвращенцев. Мы все это уже проходили.

Безусловно, высказывания Олега Табакова по поводу второразрядности украинцев не могут не вызвать возмущения. Но старческая глупость или карьерная хитрость сегодняшнего Табакова не делают бездарными задним числом его роли в "Обломове" или "Семнадцати мгновениях весны".

Вообще, неблагодарная вещь — смешивать личность художника с его произведениями. Кому сегодня важно, что Достоевский был игроманом и эпилептиком, что Шевченко был пьяницей и приставал к чужим женам, что Тютчев работал цензором, а Салтыков-Щедрин — губернатором. Половина титанов и гениев были алкоголиками, развратниками, картежниками, геями. Кто-то искренне восхищался Гитлером, кто-то – Лениным и Сталиным, кто-то — Мао Цзэдуном. Кто-то был расистом, кто-то — ксенофобом и антисемитом, кто-то сотрудничал с тайной полицией. Но книги, картины, симфонии, кинофильмы, свободные от пороков своих создателей, живут в веках и восхищают многие поколения.

Поэтому, если так уж хочется запрещать, уподобляясь в этом своим оппонентам из российской Госдумы, было бы хорошо хотя бы изредка включать мозги и проявлять чувство меры. И, не пуская актера к нам на гастроли, не запрещать его старые фильмы.

Удар по собственной репутации в глазах миллионов былых поклонников — читателей, зрителей, слушателей — это кара более страшная, чем бюрократический циркуляр.