Ночная поправка. Почему полезен скандал с бюджетной поправкой
2016-й начинается с грандиозного скандала, и это многообещающее начало. Внесение по-тихому в бюджет страны поправки, откладывающей электронное декларирование доходов чиновниками еще на год, войдет в историю Украины, как и имена причастных к этому
Принято считать, что скандалы – это плохо. Нет, скандалы это очень хорошо, потому что означают неожиданный прорыв в публичность практик, не предназначенных для чужих глаз и ушей. Наружу вылезают внутренности власти, неприглядные и дурно пахнущие. После первых естественных позывов организма граждане, если общество не безнадежно больно, делают все, чтобы повторение случившегося стало невозможным или было максимально затруднено. Скандал с прослушкой в вашингтонском отеле "Уотергейт", похоронивший карьеру президента Никсона, вспоминают со священным трепетом больше четырех десятилетий спустя.
В нашем случае таких радикальных последствий ожидать не приходится, хотя вина парламентского бюджетного комитета, Верховной Рады и правительства очевидна: все они подмахнули главный финансовый документ Украины, не глядя на поправки. Или глядя, но тогда еще интересней.
Вряд ли можно считать случайностью, что 30 декабря фракция Оппозиционного блока в Верховной Раде подала представление в Конституционный суд о признании неконституционным декларирование доходов чиновничьих родственников. Сквозь крупные ячейки люстрационного невода основная масса выпестованной регионалами бюрократии проскочила, теперь ей важно уберечь нажитое непосильным трудом, что будет обнаружено при мало-мальски объективном мониторинге. Со своим представлением Оппоблок не торопился до завершения бюджетной операции, чтобы ненароком никого не всполошить. Саму же операцию тоже проводили не своими руками, а через соратников.
Насколько можно уже судить, инициатором поправки, откладывающей электронное декларирование, стал Владимир Мысик, нынче внефракционный, а в прошлом созыве очень даже региональный, вплоть до голосования за "диктаторские законы" 16 января 2013 года. Мысик даже не член бюджетного комитета, тут понадобилась помощь другого экс-регионала, Андрея Деркача. Деркач сейчас входит в группу "Воля народу", голоса которой позарез требовались для принятия бюджета. Вот это и позволяет предполагать нехорошее: голоса были получены в обмен на скандальную поправку, и наверху об этом знали. Что не мешало руководству страны громогласно записывать себе в заслугу выход на безвизовый режим с ЕС в 2016 году: требование электронного декларирование – одно из условий отмены визового режима.
Идеальным шагом в многоходовке было бы, если бы нехорошую поправку обнаружил и разоблачил президент, метая громы и молнии. Но проблема в том, что либо не было никакого хитроумного плана, либо неравнодушная общественность оказалась расторопней Банковой
Можно, конечно, представить себе такую многоходовку, когда требование "Волі народу" и стоящих за ней регионалов удовлетворяется, а затем, идя навстречу возмущенной общественности, обещанное и проголосованное отменяется: на всякую "Волю народу" есть другая воля другого народа. Что не отменяет факта: под решением бюджетного комитета стоит подпись члена фракции БПП Андрея Павелко, имеется письмо Кабмина, рекомендующее принять бюджет с поправками комитета, и дружное голосование депутатов, большинство которых по отдельности – горячие сторонники европейского пути развития.
Идеальным шагом в многоходовке было бы, если бы нехорошую поправку обнаружил президент, которому документ пришел на подпись, и разоблачил нехорошее, метая громы и молнии. Но проблема в том, что либо не было никакого хитроумного плана, и все государственные мужи, допустим, безвозмездно проморгали, что им подсунули регионалы, либо, черт бы ее побрал, неравнодушная общественность оказалась расторопней Банковой.
В любом случае все это выглядит предельно непрезентабельно и жестоко бьет по власти, так или иначе играя на руку тем же вчерашним. А нужно, чтобы сыграло на завтрашних. Чтобы не замели этот очередной позор под ковер, а показательно наказали причастных – прямо причастных или косвенно. Пока, похоже, все пытаются свернуть на бессонную ночь. Нас опять за дураков держат. Зря, себе же хуже.