Разделы
Материалы

Джамала и "русский мир". Почему российские чиновники встали на дыбы из-за песенного конкурса

Джамала поет о трагедии, об украденной родине, о преступлении, за которое никто не покаялся. Она поет обо всем том, о чем в современной России принято молчать

Фото: ivona.bigmir.net

Голосом Украины на "Евровидении" будет Джамала — украинская певица крымскотатарского происхождения. Она повезет в Стокгольм песню о депортации — той самой, что случилась 18 мая 1944 года. Спустя девять дней после освобождения полуострова от войск вермахта крымских татар погрузили в теплушки и отправили в Центральную Азию. Формально современная Россия считает депортацию преступлением. А неофициально предпочитает от этой темы отворачиваться. Потому что именно она разрушает главную "духовную скрепу" РФ. Имя которой — миф о Великой Отечественной войне.

В рамках этого мифа депортация крымских татар была "наказанием за коллаборационизм". И большинство текстов, которые пишут в России об этом событии, посвящены не трагедии народа и не теме "украденной родины". Наоборот — даже спустя семь десятилетий день депортации преподносится как день покаяния. Но не покаяния перед крымскими татарами, а как день покаяния для крымских татар.

Общая интонация проста: депортация, конечно, преступление, но, мол, "сами виноваты". Потому что сражались не только в Красной армии, но еще и на стороне вермахта. И если крымские татары будут усердно каяться, то мы, так и быть, их простим и, может быть, даже посочувствуем.

И такая вот избирательная память существует только для крымских татар. Потому что никто в России во время возложения цветов к Вечному огню не говорит, что надо помнить не только о подвигах русских солдат, но еще и об Андрее Власове и РОА, о 15-м казачьем кавалерийском корпусе СС и 29-й гренадерской дивизии. Более того — все народы Союза воспринимаются только как победители, и лишь крымским татарам за доступ к этому празднику предлагается пройти фейс-контроль через прилюдное покаяние.

Крымские татары стали единственным исключением из советского мифа о войне. В отношении других народов действует негласный принцип: подвиг и героизм объявляются коллективной нормой, а предательство и коллаборационизм — индивидуальными отклонениями. А в отношении крымских татар вышло все наоборот: их герои объявляются исключениями из правила, а правилом объявляются те, кто сражался на стороне вермахта.

Трагедия депортации мешает адептам Кремля ощущать победу в войне как безусловный праздник. Потому что именно она перечеркивает весь пафос: получается, что освобождение полуострова от немцев не стало торжеством справедливости. Что за освобождением последовала трагедия. Что Добро, победив Зло, само совершило злодеяние

Более того — рефреном звучит тезис о том, что "процент предателей" среди крымских татар оказался выше, чем у других народов. Но все, кто в России сравнивает численность русских и крымских татар, сражавшихся по разные линии фронта, забывают одну простую вещь: коллаборационизм возможен лишь на оккупированной территории. В Томске или Владивостоке не могло быть ни полицаев, ни добровольческих охранных батальонов — немцы туда не дошли, а значит, местное население не стояло перед подобным выбором. Поэтому любители высчитывать "коэффициент предательства" должны брать за основу численность людей, живших на оккупированной вермахтом территории. А это уже даст совершенно иные пропорции.

Но доказывать все это сторонникам "русского мира" абсолютно бессмысленно. Потому что именно трагедия депортации мешает адептам Кремля ощущать победу в войне как безусловный праздник. Потому что именно она перечеркивает весь пафос: получается, что освобождение полуострова от немцев не стало торжеством справедливости. Что за освобождением последовала трагедия. Что Добро, победив Зло, само совершило злодеяние. И либо надо признать, что это было не вполне Добро, либо заявить, что оно совершило не вполне злой поступок. А второй вариант звучит проще и привлекательнее.

Потому что тогда не надо будет ни перед кем извиняться. Не надо будет подвергать сомнениям религиозную в своей простоте хронологию событий. Не придется рефлексировать на тему мудрости командования и партийного руководства. Не уйдет из-под ног та почва, стоя на которой "советский человек" предпочитает смотреть на прошлое, настоящее и будущее.

А Джамала поет именно о трагедии. Об украденной родине. О преступлении, за которое никто не покаялся. Она поет обо всем том, о чем в современной России принято молчать. Причем делает это под украинским флагом, напоминая всему миру, кому на самом деле принадлежит полуостров.

И всего этого "русский мир" никогда ей не сможет простить.