Лабораторная сотня. Как спасение украинской науки оказалось в руках волонтеров-популяризаторов
Подобно тому, как наше общество синтезировало Майдан, экипировало армию, а сейчас контролирует ход реформ, оно же помогает и активной популяризации науки
Почему ученые занимаются наукой? Признание? Мечта о Нобелевской премии? Деньги? Нет. Все гораздо проще. Все ради того короткого момента, который следует после бессонных ночей, проведенных в лабораториях или за письменным столом над теоретическими выкладками – момента, когда ученый вдруг осознает, что совершил открытие. Эта искренняя смесь восторга и удивления знакома всем, кто помнит, как чувствует себя ребенок, впервые столкнувшийся с чем-то новым и увлекательным. Все, что прежде было важным, отходит на второй план, и Вселенная концентрируется в одной точке. Впрочем, через некоторое время все возвращается на круги своя и ученый направляется к следующему неизведанному рубежу, подобно тому, как ребенок шаг за шагом пробирается в лесу около приусадебного участка, робко надеясь, что уж за следующим деревом точно никто до него не бывал, и именно там закопан сундук с алмазами. Разница лишь в том, что ученые в своих исследованиях на 100% уверены в своем первенстве.
Именно радость открытия, по моему глубокому убеждению, и есть тот стимул, который заставляет прогрессировать нашу цивилизацию и формирует образ науки, как "искусства придумывать то, чего еще нет". И потому научная журналистика должна не просто информировать граждан о том, что в Галактике А произошло событие Б или в лаборатории Y создан прибор Х, не имеющий аналогов в мире. Подобное - удел новостей, а задача журналиста, пишущего на тему науки, подать материал так, чтобы зритель, сидя в собственном кресле, почувствовал запах реактивов, услышал скрип мела по доске и понял всю суть возгласа "Эврика". До появления мурашек на коже, до учащенного сердцебиения.
"Самыми успешными проектами стали форматы Дней науки и Научных пикников, где любой желающий может бесплатно заглянуть в окуляр микроскопа, увидеть генно-модифицированную мышь со светящимися салатовыми ушами или самостоятельно выделить ДНК"
Все это дает ответ на вопрос, почему так популярны во всем мире американские телеканал "Discovery" и журнал "National Geographic". Дело не только в таланте журналистов - подобный подход к работе требует серьезных вложений. Но владельцы СМИ находят необходимые средства: на Западе наука в принципе востребована, и множество факторов – от кассовых сборов голливудских блокбастеров вроде "Интерстеллара" и "Марсианина" до щедрого финансирования из госбюджета научных программ, дает издателям уверенность в том, что спрос на научно-популярный продукт будет всегда. Да, в Штатах есть некоторые проблемы с пассивностью общества, которое не может установить взаимосвязь между тратами бюджетов на ученых и напечатанными в 3D-принтере человеческими ушами. Однако наши трудности намного серьезнее.
Нам еще только предстоит сформировать понимание того, что в Украине ведутся исследования мирового уровня, а развитие науки - залог независимости страны и национальной безопасности. Тому же американскому или французскому гражданину, а также бизнесу и властям эти прописные истины объяснять уже не нужно.
У нас государство вместо поддержки научной сферы лишь урезает эту статью расходов, предприниматели, по большей части, смотрят в сторону украинских ученых с недоверием и предпочитают заимствовать зарубежные разработки, а медиа, которые могли бы сформировать как минимум общественный интерес, заперты в замкнутом круге: "гражданин не знает о науке-наука ему не интересна-СМИ не рискуют писать о науке-гражданин не знает о науке".
Надо признать, что наши северные соседи в этом вопросе продвинулись гораздо заметнее, и российские научно-популярные ресурсы во многом не имеют конкурентов на украинском медийном рынке. Причиной такого успеха было появление фонда "Династия". В прошлом году российские власти объявили эту организацию иностранным агентом и фонд прекратил существование – но к тому моменту он уже сыграл важную роль в разрыве замкнутой цепи "не знают-не интересно" и позволил слить воедино понятия "ученый-популяризатор" и "научный журналист". Ученые получили гранты на написание научно-популярных книг, которые разошлись десятитысячными тиражами, а журналисты смогли раскручивать научную тематику без оглядки на рейтинги, которые в итоге заметно выросли.
"Сейчас каждый клик по новости о науке на украинском ресурсе, каждая гривна, потраченная на украинский научно-популярный журнал, каждый подписчик у украинских ученых в соцсетях – это реальная поддержка науки"
У нас же редактора научно-популярных передач и основатели научно-популярных журналов пока вынуждены ходить с протянутой рукой по спонсорам. И, казалось бы, спасти ситуацию может лишь появление собственной "Династии" - чего пока, к сожалению, не предвидится. Но… вот что характерно. Подобно тому, как наше общество синтезировало Майдан, экипировало армию, а сейчас контролирует ход реформ, оно же помогает и активной популяризации научной сферы. Замкнутый круг, в котором оказались отечественные научные и околонаучные СМИ, очень деликатно пытаются разорвать волонтеры от науки – так называемые популяризаторы. Они активны в соцсетях, ведут научно-популярные блоги, не пропускают ни одного радиоэфира или телесюжета, который касается громких открытий. Практически вся организация бесплатных научно-популярных лекций тоже их рук дело. На мой взгляд, самыми успешными проектами являются форматы Дней науки и Научных пикников, где любой желающий может бесплатно заглянуть в окуляр микроскопа, увидеть генно-модифицированную мышь со светящимися салатовыми ушами или выделить ДНК самостоятельно. При этом все опыты сопровождаются понятными комментариями специалиста. Один лишь факт: если на первые "Дни" в 2013 году ждали 40 гостей, а пришло 600, то теперь это событие ежегодно посещают до 10 тыс. человек. Кстати, 14 - 15 мая этого года ученые проведут их вновь. Как говорится, спешите видеть.
При этом я за последний год вижу колоссальный прогресс по движению научных журналистов и популяризаторов навстречу друг к другу. Первые все охотнее предоставляют интернет-площадки и секунды телевизионного и радио эфиров для вторых, а вторые помогают первым "разговорить" интересных, но не очень публичных ученых. Даже эта колонка в топовом украинском издании – пример прогресса. Да, такие публикации пока не выходят за пределы статистической погрешности. Но уже сейчас каждый клик по новости о науке на украинском ресурсе, каждая гривна, потраченная на украинский научно-популярный журнал, каждый подписчик у украинских ученых в соцсетях – это не только масса интересной информации с мурашками по коже, но и реальная поддержка ученых. Потому, присоединяйтесь. Может быть, именно ваше внимание к отечественным исследованиям, позволит украинской науке отыскать свой "сундук с алмазами".