Сдались на старте. Кому мешают школьные олимпиады
Отказавшись от проведения финальных этапов половины предметных олимпиад, Минобразования сэкономило всего 0,004% своего бюджета
То, что происходит в этом году со школьными олимпиадами, разумному объяснению не поддается. Для тех, кто не следил за головокружительной эпопеей чиновничьего неумения работать, — вкратце история вопроса.
В сентябре 2015 года Министерство образования и науки (МОН) издает обычный ежегодный приказ о проведении школьных предметных олимпиад в 2015–16 учебном году. Дети и их учителя начинают (точнее продолжают, потому что процесс этот не одного года) подготовку к олимпиадам с 8-го по 11 класс. Олимпиады проходят в несколько этапов: от школьных (I этап) — до всеукраинских (IV этап). Предметы — почти все из школьной программы.
Тут, правда, может возникнуть вопрос: а нужны ли школьные олимпиады вообще? Не пора ли их отменить как "пережиток Совка"? Уверен: не пора. Более того — школьные олимпиады надо поддерживать и расширять. И это мнение не только украинских учителей и талантливых детей. В той самой Европе, куда так стремится МОН, школьные олимпиады — дело государственной важности, которое поддерживается на самом высоком уровне.
Мой бывший коллега, учитель математики, давно живущий в Германии, с местной олимпиадной системой хорошо знаком: его сын — многократный призер общегерманских олимпиад по этому предмету. Понятно, что папа помогает сыну в подготовке как тренер, но сейчас речь не об этом, и даже не о том, что ребенок действительно чрезвычайно одаренный — примечательно то, как построена работа с талантливыми детьми в Германии. Это в самом деле впечатляет: гранты, поездки на конкурсы и семинары, уважительные статьи о детях-победителях в прессе, поддержка со стороны ученых с мировым именем — в общем, дух захватывает. А немцы, как известно, народ рациональный: просто так выделять немаленькие деньги не станут. Значит, уверены: поддержка талантливой молодежи — дело сверхприбыльное.
"Когда оказалось, что на проведение школьных олимпиад для учеников 8-9 классов не хватает трех миллионов гривен, в Министерстве образования приняли исключительное по своей элегантности решение: нет олимпиад – нет проблемы"
Но нашим чинушам зарубежный опыт не указ. И когда после принятия нового бюджета оказывается, что на проведение всеукраинского (финального) этапа школьных олимпиад для учеников 8–9 классов не хватает трех миллиона гривен (по другим данным, полутора миллионов), в Министерстве принимают исключительное по своей элегантности решение. В начале февраля 2016 года появляется еще один, на этот раз оглушительно оскорбительный приказ, суть которого можно исчерпывающе передать словами незабвенного Мыколы Яныча "тапашливывсе". Это решение чиновникам, видимо, доставило чисто эстетическое удовольствие: есть олимпиады в 8–9 классах — есть проблема, нет олимпиад — нет проблемы.
Очевидно, господин Квит и директор целого института модернизации содержания образования госпожа Вяткина (которая должна по должности олимпиадным процессом руководить) полагают: раз нищие учителя вместе со своими талантливыми учениками не жгут шины перед МОН и не бросают в мусорные баки лентяев-чиновников, то можно на этих нищебродов начхать из высоких министерских кабинетов. Ведь бумажка с печатью намного важнее будущего страны.
Само собой, что искать недостающие то ли 1,5 млн то ли 3 млн грн чиновники не стали: не хватало еще министерству образования искать деньги для поддержки одаренных детей, ишь, чего удумали…
И пока школа рассчитывает, что чиновники будут играть с обществом если не в шахматы, то хотя бы в шашки, власть имущие решили сыграть в "чапаева", одной небрежной подписью под приказом смахнув с доски докучливых надоед, которые что-то там твердят об "интеллектуальном потенциале страны" и портят красоту бумажной идиллии.
Ну и вишенка на торте: для понимания масштаба проблемы.
Есть такой интереснейший документ: "Розподіл видатків Державного бюджету України на 2016 рік". Каждый желающий может его найти на сайте Верховной Рады. В "Дополнении 3" к этому документу (архив с экселевской табличкой надо скачать вот по этой ссылке) находим любопытные цифры.
"Пока школа рассчитывает, что чиновники будут играть с обществом если не в шахматы, то хотя бы в шашки, власть имущие решили сыграть в "чапаева"
Оказывается, в госбюджете на 2016 год только на финансирование расходов по аппарату Министерства образования и науки заложено почти 26 миллиардов гривен. Основная часть этой суммы — расходы на высшее образование, условно говоря — госзаказ в вузах, но там и другие расходы, за исключением расходов на среднюю школу.
А есть еще без малого 45 млрд грн по другим статьям расходов на образование: в основном — на среднюю школу. С учетом общей суммы на образование (26 млрд + 45 млрд = 71 млрд), доля недостающих трех миллионов на проведение олимпиад составит аж 0,004% (четыре тысячных процента).
Страшные деньги, неподъемные. То есть если приблизить масштаб затрат к "личному бюджету", то получится следующее.
Средняя зарплата по Украине — 4362 грн. От этой суммы четыре тысячных процента — аж 19 копеек.
А если, например, министр образования и науки Сергей Квит за февраль 2016 получил зарплату в размере 20 843 грн 04 коп (данные информационного агентства "Украинские новости"), то те самые 0,004% от его зарплаты составят целых 88 копеек.
Я не знаю, что тут еще можно сказать, кроме очевидного: вот такова для нашего министра образования ценность интеллектуального будущего страны.