Разделы
Материалы

Помнить о главном. Что Украина может сделать для крымских татар

Крымские татары сейчас не только за себя, но и за нас, за Украину, страдают. А также за нас и вместе с нами молятся, воюют и поют

Оккупационные власти запретили проведение в Крыму массового траура в память о геноциде крымских татар. Формальный повод — угроза экстремизма. Реальная причина — умолчать о геноциде, сделать вид, что его не было. Официальная трактовка массовой депортации крымских татар в России парадоксальна: два года назад Путин подписал указ о реабилитации крымскотатарского и других народов, пострадавших от сталинских репрессий. А если учесть, что нынешний российский президент — политически последовательный преемник "великих кормчих", то получается, что палач помиловал своих жертв. После казни.

Но казнь будет продолжаться: двуглавый дракон сделает все, чтобы выжечь историческую память, ведь он знает, что память — страшное оружие замедленного действия. Велико искушение сыграть, так сказать, на контрастах, напомнить миру о наших ранах и всплакнуть о многострадальной судьбе как украинского, так и крымскотатарского народов. Но есть деталь — наши судьбы все же разные.

Крымские татары потеряли все. Это, во-первых. А во-вторых, это они сейчас не только за себя, но и за нас, за Украину, страдают. А также за нас и вместе с нами молятся, воюют и поют.

"Я вызываю тебя на бой, слышишь ты, дракон! Я вызываю тебя на бой в третий раз, слышишь?"

Евгений Шварц, сказка "Дракон"

Вспомним: за десять дней до оккупации российский президент звонил лидеру крымских татар Мустафе Джемилеву, говорил комплименты, предлагал договориться. Если бы Джемилев согласился, не было бы сейчас в Крыму ни гонений, ни запретов, ни арестов в отношении крымских татар. Они получили бы возможность тихо-мирно ассимилироваться с пророссийским населением, а сам Джемилев сидел бы в кресле председателя какого-нибудь комитета по вопросам дружбы народов в так называемом крымском парламенте. Но у этого невысокого и хрупкого старика хватило дерзости в очередной раз вызвать дракона на бой.

Что сегодня мы можем сделать для крымских татар? Развивать крымскотатарскую культуру? Да, конечно, но этого мало. В конце концов Джамала дала Украине больше, чем получила. Вернуть им родную землю силой украинского оружия? Увы, сил пока не хватит. Но есть еще кое-что. На первый взгляд, малость: украинцам нужно не забыть все то, что делают для них сегодня крымские татары. Пробьет час, и Крым станет украинским. И вот тогда придется вспомнить о том, что он — в первую очередь — крымскотатарский. Народная память — страшное оружие. И только таким оружием можно убить дракона.