Научный заповедник. Как спасти украинскую науку от деградации
Спасти украинскую науку от деградации может только открытость и интеграция в единое исследовательское пространство Европы
Знаете, почему временами кажется, что эмиграция в любую западную страну это хорошо? Потому что после переезда ты полностью сконцентрирован на собственных занятиях и совершенно не интересуешься местными коррупционерами, лжецами, схемами отмывания денег и так далее. Любая леденящая душу история проходит мимо сознания, увязая в рутине бытовых забот строительства счастья на новом месте. Кроме того, уровень проблем западного мира таков, что, в сравнении с нашими реалиями, можно позволить себе просто принять условия игры и положиться на гражданскую активность коренных жителей. В Украине так не получается.
Сегодня впервые за многие годы я захотел очутиться, например, во Франции. Возникло упорное желание, войдя в вагон киевского метро, закрыть глаза и представить, что признание "экспертной" средой украинских университетов существования "лептонного бога" меня не касается и что самая важная забота сейчас — это стадион "Стад-де-Франс" и Евро-2016. Но цитата из "научного труда", обосновывающего факт существования лептонного чуда, упорно возвращала меня к реальности: "...Не торкаючись зараз питань про "емоції" "грубих" форм матерії у фізичному макросвіті, припустимо, що легкі та "тонкі" лептони, коли вони згортаються в конгломерації, отримують якісь "надзвичайні" властивості. Психіка у біологічному світі існує як наслідок розвитку природи. Вона має свого реального носія — фізичну часточку. Ця часточка ще невідома науці на сучасному рівні її розвитку. Відомо лише, що шукати її треба саме у світі субелементарних часточок лептонів. Хай навіть первісні часточки, з яких складається матерія у Всесвіті на ступені до Великого вибуху, ще не здатні до відчуття емоційних станів".
Отныне этот набор слов в диссертации соискательницы степени доктора педагогических наук и героини нашумевшего плагиатного скандала Катерины Кириленко официально признан нормальным. Таково заключение комиссии Харьковского национального педагогического университета имени Г. Сковороды и спецсовета Национального университета биоресурсов и природопользования. Именно им была поручена экспертиза текста после того, как неравнодушные ученые — философы и физики в области элементарных частиц — подняли шум о тотальном плагиате и непонятных божественно-лептонных материях. Думаю, я не удивлю вас, если скажу, что официальные комиссии ни плагиата, ни лженауки не выявили. Министерство образования еще не поставило финальную точку в этой истории, но среда "экспертов" для того и создана, чтобы помогать министерству принимать "непопулярные" решения.
"Ошибка Януковича состояла в том, что в условиях глобализации он попытался в отдельно взятой стране создать заповедник притворства. Янукович уехал, но строители заповедника остались"
Впрочем, научная блогосфера уже полна мнений на сей счет, и, по всей видимости, эта история не разрешится традиционным спусканием на тормозах. Я же хочу сконцентрироваться на вещах более общих. Мне кажется очевидным, что по нашей стране шагает "голый король". Думаю, все помнят сказку о притворстве народа, который расхваливал наряды правителя, и только маленький мальчик, лишенный навыка подхалимажа, прямо заявил, что на короле нет одежды. Ошибка Януковича была в том, что в условиях глобализации он попытался в отдельно взятой стране создать заповедник притворства, где грабителей судят воры, права человека защищают палачи, а свободу слова оберегают цензоры. Где насильникам целуют руки и раздают ордена. В современном мире это привело к его эмиграции в края, где подобные резервации потемкинских деревень охраняются от наступления цивилизации при помощи ядерного оружия. Янукович уехал. Но строители заповедника остались.
Слава лептонному богу, что на попытки назначения коррупционеров на многие ключевые должности в стране наше общество научилось реагировать достаточно резко, и "голые короли" регулярно спускаются с политических арен. Но в научно-образовательной сфере все сложнее. Потому что судить о качестве ученого или педагога может только ученый или педагог. И в свете вышеозвученной истории у меня возникает отнюдь не праздный вопрос: а судьи кто? Проблема в том, что тотальная мимикрия проходимцев под настоящих ученых и самовоспроизводство системы, которая оберегает себя от честного контроля, нивелирует суть науки. Итог таков, что уже сейчас при устройстве на работу дипломы украинских университетов значат чуть более чем ничего, а диплом кандидата/доктора гуманитарных наук заставляет пристальнее присмотреться к его владельцу.
Ответ на вопрос "что делать?" для того, чтобы избежать тотальной деградации системы, очень прост. Научная сфера Украины должна и дальше интегрироваться в единое исследовательское пространство Европы, где ценятся навыки и компетенции, репутация и чистоплотность. Где невозможно построить научную карьеру в рамках отдельно взятого университета, а система оценки настолько прозрачна, что дурь каждого видна, как на ладони. С другой стороны, мне кажется, не менее важен ответ на вопрос "кто виноват?" Когда фамилии лжеученых и плагиаторов, а также "экспертов", которые их защищают, будут на слуху у всего научного сообщества той же Европы — от Гибралтара до Осло и от Дублина до Славянска, получение заветной "корочки" любой ценой станет немного более постыдным. Как если бы не только один маленький мальчик, а все собравшиеся знали: а король-то — голый! Победим.