Собор раздора. Кто и зачем мутит воду в мировом православии
Всеправославный собор призван доказать единство церквей, но подготовка к нему продемонстрировала глубокий внутренний конфликт в православии
На Вселенский собор, который начинается 19 июня, должны были собраться все так называемые канонические православные церкви. Впервые за тысячу лет — хотя попытки созвать собор ранее предпринимались не раз.
После Второй мировой войны Сталин решил создать альтернативу Ватикану. Перед этим он на свой лад реформировал Русскую православную церковь, вернув ей патриархальный статус, но взяв при этом полный государственный контроль над ней, после чего попытался под собственной эгидой провести в 1948 году Всеправославный собор. Однако собрать всех православных Сталину не удалось.
Следующую попытку православные предприняли после того, как католики провели свой собор в Ватикане в 1962–1966 годах, но и она не увенчалась успехом.
За все эти годы в мировом православии накопилось много проблем, которые необходимо решить на всеобщем собрании. Но дискуссия по некоторым из них оказалась настолько горячей, что еще на стадии подготовки ряд вопросов решили отложить. В частности, не удалось достигнуть консенсуса по вопросу присвоения православным церквям автокефалий. При этом в большинстве спорных случаев речь идет не о вопросах веры или о догматах, а о территориях, порядке старшинства, взаимоотношениях церквей и так далее. Казалось бы, для того чтобы решить все эти проблемы или хотя бы наметить направления развития, надо собраться, обсудить. В конце концов, собор — это не главная вещь в жизни, а просто важный и очень актуальный очередной рабочий момент. Но…
На этот раз промоутером собора является Вселенский патриарх Варфоломей. Он владеет правом первенства среди православных предстоятелей, при этом сам представляет довольно маленькую церковь на территории Турции, а основная часть его паствы представлена диаспорами — различными греческими и другими национальными митрополиями и епархиями. Его также поддерживают церкви греческого происхождения: Александрийская, Иерусалимская, Румынская, Элладская, Кипрская, Польская, Албанская, Чешская и Словацкая. Для патриарха Варфоломея главной задачей является решить, каким должно быть существование мирового православного сообщества в современных условиях. Но, кажется, в центре внимания сейчас не это, а борьба между ним и патриархом Московским за власть над православными.
Москва уже давно мутит воду в православной ойкумене. И церкви в этом активно помогает политическая власть со своей системой агентуры и влияния. Владимир Путин, который наследует своего кровавого предшественника, как и Сталин, хотел бы сделать из РПЦ лидера православного мира. Особенно сейчас, когда церкви востока ослаблены военными действиями, конфликтуют между собой, а РПЦ сохраняет влияние на значительную часть церквей постсоветского пространства — Болгарскую, Сербскую, Грузинскую и Антиохийскую.
"Православный мир, даже когда он собирается на совместные празднования, остается глубоко расколотым внутри — как правило, из-за парафиальных конфликтов или взаимных территориальных претензий"
Еще на стадии подготовки к собору представители РПЦ или пытались сорвать процесс, или убеждали, что собор не готов и время для него еще не пришло. Спикеры РПЦ заявляли, что мероприятие состоится только при условии достижения консенсуса по всем вопросам — иными словами, когда в Московском патриархате со всем согласятся. То есть, по мнению РПЦ, собор должен был стать формой общего "одобрямса" в стиле заседаний советов в СССР, что совсем не соответствует духу собора. Даже обсуждался такой регламент, при котором в случае отсутствия делегации хотя бы одной из церквей собор будет недействительным, но предложение не было принято.
А затем участники клуба сателлитов Москвы один за другим озвучили различные причины, по которым они не станут принимать участие в соборе. Антиохийская церковь поставила ультиматум, что перед собором должны быть закрыты все спорные вопросы и по всем пунктам должен быть достигнут консенсус (хотя именно эта церковь на стадии подготовки не поддержала регламент собора, в котором был соответствующий пункт). Грузинская и Болгарская церкви также поставили свои условия, которые сложно выполнить в последний момент. А российский патриарх Кирилл отправил константинопольскому коллеге письмо-ультиматум относительно того, кто как должен сидеть на соборе, после чего православный мир затих в ожидании решения Москвы — не объявит ли и она в последние дни перед собором о своем отказе от участия. Так и случилось — 14 июня РПЦ ультимативно отказалась от участия в соборе.
До этого в Константинополе заявили, что собор состоится даже при отсутствии нескольких делегаций. А религиоведы предполагали, что если Москва и дальше будет срывать процесс, то патриарх Варфоломей может предпринять и более радикальные шаги. Например, вернуться к активному решению проблемы раскола украинского православия, тем более что за прошедший год многое было сделано в этом направлении. При этом Вселенскому патриарху прекрасно известно, какое сегодня отношение к Московскому патриархату в Украине. Стоит отметить, что, будучи одной из наиболее православных стран, Украина не посылает на собор своей самостоятельной делегации. УПЦ МП не является поместной церковью и лишь признается как часть РПЦ. Епископы из диаспоры будут принимать участие как часть Константинопольского патриархата. А представителей УПЦ КП и УАПЦ не будет, поскольку их все еще не признают во Вселенском православии.
Таким образом, собор, который должен начаться 19 июня, может состояться при отсутствии трети из всех поместных православных церквей. И причина тому не только в Москве, которая пытается сорвать встречу. Дело в том, что православный мир, даже когда он собирается на совместные празднования, остается глубоко расколотым внутри — как правило, из-за парафиальных конфликтов или взаимных территориальных претензий. Собор мог бы засвидетельствовать хотя бы внешнее единство православных церквей и готовность совместно отвечать на актуальные общественные вызовы. Но для некоторых намного комфортнее оставаться в своих национальных широтах. Они убеждают себя, что этот комфорт им гарантируют их национальные правительства. Однако при нынешней агрессивной секуляризации я на их месте не был бы так спокоен.