Разделы
Материалы

Наши университеты. Почему реформа образования ускорит ход всех остальных реформ

Перемены в стране возможны, только если изменится сознание ее граждан

Фото: УНИАН

Системные изменения в обществе требуют много знаний и времени. Образование и опыт влияют на сознание, а изменение сознания меняет парадигмы развития и формирует новые ценности. Быстрые перемены тоже возможны, они основываются на политической воле и правильных государственных решениях, но общественное сознание при этом меняется очень редко. Мы все помним, что 40 лет пустыни понадобились народу Израиля именно для того, чтобы обновилось общественное сознание и люди избавились от рабской ментальности. Современность сжимает время, и мастерство перемен заключается в том, чтобы, не дожидаясь 40 лет и смены поколений, влиять на сознание с помощью качественного образования.

В июле было опубликовано несколько рейтингов лучших университетов мира. Согласно рейтингу The Center for World University Rankings (CWUR), среди тысячи лучших вузов нет украинских, а издание Times Higher Education внесло в свой World University Ranking 2015/2016 всего два украинских университета — Киевский национальный университет им. Шевченко и Харьковский национальный университет им. Каразина. При этом оба оказались в категории "места с 601-го по 800-е". Это диагноз украинской системе образования, и не только высшего. В период глобализации конкурентоспособность наших вузов или в принципе отсутствует, или находится между 601-м и 800-м местом из 800 возможных, то есть качество образования, которое получают студенты в Украине, оставляет желать лучшего и не сможет обеспечить инновационного развития страны в будущем.

"В период глобализации конкурентоспособность наших вузов или в принципе отсутствует, или находится между 601-м и 800-м местом из 800 возможных"

Профессор Питсбургского университета Тимофей Милованов говорит, что наше высшее образование оторвано и от потребностей рынка, и от желания студентов получать знания. И это правда. "Дипломы о высшем образовании никому не нужны", — говорил Каха Бендукидзе, подразумевая, что важны отнюдь не ламинированные "корочки". И мы должны прийти к этому пониманию, навсегда оставив в прошлом иллюзию про "самую образованную нацию на земле".

Если мы хотим перейти из третьего мира в первый, то должны сделать несколько важных вещей. Прежде всего Украина должна массово отправлять детей в лучшие вузы планеты с обязательством вернуться и работать на родине, чтобы изменить родную страну, — так в свое время поступал Сингапур. И я радуюсь тому, что правительство США предлагает стипендиальные программы для молодых украинцев, поступающих в лучшие американские университеты. Кроме того, должно появиться большое стремление украинского государства и общества к тому, чтобы отечественные вузы попали в первую сотню лучших учебных заведений мира уже в ближайшие 20–30 лет. Этого можно достичь среди прочего, приглашая ведущие западные вузы открывать образовательные центры в Украине и запускать совместные курсы с украинскими университетами. Также необходимо сокращать, а не увеличивать государственное финансирование тех университетов, которые не дают конкурентоспособных знаний, а лишь торгуют дипломами. И, наконец, мы должны изменить подходы к образованию, понимая, что в сегодняшней ситуации нам необходимы мотивированные специалисты и предприниматели, а не студенты, которые поступают в университет, чтобы провести там пять лет просто потому, что так было всегда, так велели родители и так надо. Кому и зачем нужно подобное образование? Уверен, ответ на этот вопрос вы не получите от абитуриентов, которые стоят в очередях возле приемных комиссий даже тех вузов, которые вошли в мировые рейтинги.

Ну и в довершение хочу напомнить: учиться никогда не поздно. Учиться, критически мыслить и изменять свою страну, становясь этими самыми изменениями. Потому что в действительности наши университеты у каждого из нас в голове.