Бракованный ген. Пять препятствий к созданию в Украине богатого правового государства
Преуспеть в развитии собственной страны украинцам мешает нежелание брать на себя ответственность
В этом году Украина отметила 25-летие независимости. Казалось бы, четверть века — достаточный срок для возведения остова цивилизованного государства с грамотным управлением ресурсами и людьми. Ведь история знает примеры стремительного формирования за сорок лет полноценных Израиля и Объединенных Арабских Эмиратов, с высоким уровнем экономического развития и сферы обслуживания.
Тем не менее за годы существования СССР, а также в период лихих 90-х в нашем геноме словно прописалась "бракованная" информация, отвечающая за уничтожение украинцами своей государственности. Можно назвать пять основных проявлений такой патологии.
Безответственная власть. По мнению нашего общества, все чиновники — негодяи, взяточники и воры, пользующиеся своей неприкосновенностью. Они, подлецы, обкрадывают нас, честных граждан, наживая преступным путем многомиллиардные состояния и не неся за это никакой ответственности, а их деяния покрывают продажные следователи, прокуроры и судьи, с которыми злодеи делятся наворованным. Так было всегда, еще со времен царской России и СССР. И мы не можем повлиять на такую ситуацию, ведь что мы смыслим в политике?
Но "никчемные мы" забываем, что согласно Конституции Украины единственным источником власти является народ, то есть каждый из нас. Это мы выбираем президента и депутатов, которым передаем полномочия. Это мы можем запрашивать подробный отчет о деятельности государственных структур и высших должностных лиц Украины, а также об использовании бюджетных средств. Это мы можем обжаловать со ссылкой на конкретные нормы законодательства Украины деяния чиновников, нарушающих наши права. Это от нас зависит качество власти. Но за многие поколения нас приучили к мысли, что простые люди на политику не влияют. И в итоге нам от этого легче, потому что вину за разруху в своей стране можно свалить на "преступную власть".
За многие поколения нас приучили к мысли, что простые люди на политику не влияют — и в итоге вину за разруху в своей стране можно свалить на "преступную власть"
Отсутствие критического мышления. Этот симптом позволяет доверять слащавым речам кандидатов на высшие государственные должности. В результате избиратель приводит к власти популиста, пообещавшего то, что от него хотели услышать, а не то, что он готов выполнить. При этом избиратель не спрашивает, за счет чего, например, будут подниматься пенсии, а кандидат, в свою очередь, умалчивает о повышении ставок пенсионного сбора и единого социального взноса с действующего бизнеса. Или народ верит, что их кандидат сумеет остановить рост цен и одновременно обеспечить стопроцентную занятость населения, и не понимает, что это взаимоисключающие процессы.
Причины такой наивности — в растущем уровне алкоголизма и падающем уровне интеллекта. Люди пристрастились к алкоголю повсюду, в городе и селе, абсолютный трезвенник в наших краях — чудо. Торговые точки, предлагающие алкоголь, множатся по всей стране при одновременной повальной гибели местных библиотек. "Это власть виновата! Это политика такая!", — можете возразить вы. Но власть не заливает нам в горло алкоголь и не сжигает (пока) наши книги. Вы всегда можете выбрать между веселой вечеринкой и "запойным" чтением. Просто для второго надо приложить усилия: выбрать книгу, съездить куда-то, чтобы ее купить, да еще и извилинами пошевелить для понимания написанного. А алкоголь уже здесь, рядом, на первом этаже дома либо в пяти минутах вприпрыжку.
Взяточничество. Под этим словом обычно подразумевается требование или получение чиновником незаконного вознаграждения за решение того или иного вопроса. Однако у взятки всегда две стороны, и взяточник — это не только получатель вознаграждения, но и плательщик такового, что четко отображено в Уголовном кодексе Украины. Наказание за получение взятки предусмотрено ст. 368 данного кодекса, а за дачу — ст. 369.
Теперь открою вам секрет быстрой и эффективной борьбы с коррупцией: взятки берут потому, что их дают. Перестали бы "заносить" — и коррупция исчезла бы в один день. Но взяточничество у нас вошло в привычку, как табакокурение, вызывая такую же зависимость. Взятки обещают и дают за освобождение задержанного, за судебное решение по сложному делу, за быстрое согласование проекта реконструкции, за изменение очереди на квартучете, за выдачу опекунским советом разрешения на продажу квартиры, где проживает несовершеннолетний. Но все имеет свою цену, и даже за нераскрытые случаи передачи взяток их плательщики могут нести свое наказание. Например, "купленное" решение суда отменяет высшая инстанция, а деньги возврату не подлежат. Или посредник берет оговоренную сумму для передачи "кому надо", и больше его никогда не видят ни плательщик, ни адресат взятки.
Все имеет свою цену, и даже за нераскрытые случаи передачи взяток их плательщики могут нести свое наказание
Привычка иметь льготы. Как правило, льготы в Украине — это бесплатное получение определенными категориями населения товаров или услуг. Среди них есть действительно необходимые, например, социальное обслуживание одиноких пенсионеров или людей с инвалидностью. Но есть и такие, за которые люди держаться по привычке, при этом любые попытки их отменить воспринимаются как измена родине. Однако любителям льгот стоит понять две важные вещи.
Во-первых, льготы вводятся для социально незащищенных групп населения с низким уровнем дохода. Это своего рода забота государства о тех, кто не может заботиться о себе. Но почему бы даже в этом случае вместо, например, бесплатного проезда для инвалидов I-II групп, не потребовать у государства архитектурную доступность города или села и льготное налогообложение и кредитование. Это позволило бы людям с инвалидностью, но сохранившим трудоспособность, работать или заниматься бизнесом. Или проблему можно решить, как это делают в цивилизованных странах, где вместо льгот государство выплачивает адресную помощь в дополнение к пенсии.
А во-вторых, льготы в Украине "непрозрачны". Например, в наземном общественном транспорте учет пассажиров-льготников не ведется, а их количество рассчитывается транспортным предприятием при подаче документов на компенсацию из бюджета. Это позволяет и перевозчикам, и должностным лицам злоупотреблять своим положением и присваивать бюджетные средства. А транспорт приходит в упадок. То же можно сказать и о субсидиях на жилищно-коммунальные услуги.
И наконец, последнее: неуважение к труду других людей. Проявляется это в желании использовать чужое время, знания и силы без оплаты. К примеру, руководство некоторых сетевых магазинов оставляет сотрудника без обещанной зарплаты, уволив его после испытательного срока под предлогом "Вы нам не подходите!". А ведь по закону в период испытательного срока сотрудник имеет те же права, что и после найма на работу. Но об этом старательно умалчивается.
Или клиенты, получив от адвоката консультацию, говорят, что его работу могли бы сделать сами и отказываются платить гонорар. При этом не учитываются ни время, ни знания, ни усилия, необходимые для выполнения поручения клиента. Также не берется во внимание, что в это время юрист мог бы принять других клиентов, которые оценили бы его работу по достоинству.
Или узнав о повышении тарифов на отопление, люди заявляют, что не будут платить. Но ведь эти деньги нужны для содержания оборудования соответствующих предприятий, для выплаты зарплаты их сотрудникам. И неоплата оказанных услуг приведет к остановке работы предприятия, увольнению сотрудников, повышению уровня безработицы и к вынужденной зимовке в холодных квартирах. А звучат такие угрозы обычно от украинцев, которые за время СССР привыкли к копеечным товарам и услугам и не научились грамотной экономии ресурсов.
Как видим, все пять проблем имеют свои решения — нужно лишь приложить небольшие усилия. Мы можем прекратить разруху в нашей стране и построить сильное государство, но только тогда, когда возьмем ответственность за это на себя и перестанем унижать других.