Бразилия — Украина: 0:0. Что общего между Киевом и Рио-де-Жанейро
В обеих странах экономика ориентирована на экспорт commodities и импорт потребительских товаров, а основной капитал сконцентрирован в руках металлургических, нефтяных и аграрных "баронов"
Что общего между Киевом и Рио-де-Жанейро? Правильный ответ: множество воришек, попрошаек и нищих, спящих у входа в шикарный офисно-развлекательный центр. Подобную картину можно увидеть как на киевской Бессарабке, так и в центральных районах Рио, прямо возле невиданной красоты вилл, переоборудованных под офисы и дорогие рестораны.
Типичная история опустившегося на дно жизни бразильца незатейлива: жил человек в небольшом городке, но там не было для него работы, и он решил переехать в мегаполис. По приезде выяснилось, что такое же решение приняло множество людей, поэтому работы в городе тоже нет, а жилье безумно дорого. Вот и оказываются "понаехавшие" на улице либо оседают в фавелах, где зарабатывают на жизнь чем могут: воровством, торговлей наркотиками, проституцией. Лучшая доля, которая их может ожидать, — стать уличными торговцами и кричать по вечерам: "Леденцы Halls — всего один реал". Сохранить свою идентичность удается лишь перуанским эмигрантам. Они хоть и разделяют судьбу низших слоев бразильского общества, но нищенствуют в неизменном пончо из шерсти ламы и в шляпе.
Пока бездомных и воров на улицах Киева в десятки раз меньше, чем в Рио-де-Жанейро. Но экономико-социальные факторы, в итоге превратившие старый постколониальный Рио, где все ходят в белых штанах, в город с самой высокой преступностью в мире, существуют и в нашей стране.
"И Бразилия, и Украина строят самолеты и запускают ракеты в космос, но не могут наладить локальное производство утюгов"
Факторы эти банальны: коррупция, несовершенная регуляторная система и "сырьевое проклятие" — изобилие востребованного на мировых рынках сырья. В итоге в обеих странах экономика ориентирована на экспорт commodities и импорт потребительских товаров, а основной капитал сконцентрирован в руках металлургических, нефтяных и аграрных "баронов".
Парадокс: и Бразилия, и Украина строят самолеты и запускают ракеты в космос, но не могут наладить локальное производство утюгов. В ситуации, когда весь потенциал страны сосредоточен в нескольких деловых и промышленных центрах, на развитие в регионах небольших производств по изготовлению простых в технологическом плане бытовых товаров, которые стали бы источником существования для местных жителей, не остается ресурсов.
Если мы не переломим этот тренд, то неизбежно превратимся в Латинскую Америку посреди Старого Света. Чтобы стать частью Европы не только в плане географии, Украине придется приложить максимум усилий для развития в регионах малого и среднего бизнеса. Для этого нужны льготные условия кредитования и налогообложения и деятельная помощь государства в экспорте товаров и услуг.
Пока же самым экзотическим впечатлением от путешествия в Бразилию остаются не кокосовые пальмы и теплый океан, а прогулка по Франкфурту во время длительной пересадки. Там по центральным улицам гуляет множество стильно одетых людей, которые приехали в выходной день в мегаполис, чтобы посидеть в баре и походить по бутикам. А вечером на комфортных электричках, отходящих по множеству направлений каждые 10–15 минут, они возвращаются в свои села и городки. Там у них работа и дом.