Разделы
Материалы

Грузинская мечта. Почему Саакашвили останется в Украине и чего от него можно ожидать

Результаты первого тура парламентских выборов в Грузии не оставили политику шансов на триумфальное возвращение

Фото: uc.od.ua

Всего неделю назад экс-президент Грузии и глава Одесской ОГА Михеил Саакашвили высказывал предположения о своем возвращении на историческую родину (очевидно, в качестве премьера) и назначении Хатии Деканоидзе грузинским министром внутренних дел. Оппоненты из нынешнего правительства Грузии в ответ пообещали бывшему главе государства уютную тюремную камеру. Сегодня уже понятно, что с возвращением неформальному лидеру Единого национального движения придется подождать: партия, которую он вдохновляет, набрала в первом туре начавшихся в прошлую субботу парламентских выборов 27%, тогда как правящая ныне Грузинская мечта — 48%. При этом говорить о грубых фальсификациях на парламентских выборах иностранные наблюдатели не берутся.

Грузинская мечта, несмотря на понесенные кадровые потери в период между выборами, действительно сумела сохранить доминирование в политической жизни и имеет все шансы упрочить свои позиции. Интересно, что у этой политической силы также есть неформальный лидер — экс-премьер-министр Бидзина Иванишвили, претендующий на роль "хозяина Грузии": парадоксальным образом грузинские политические лидеры предпочитают играть роль кукловодов, не ввязываясь непосредственно в политические схватки. Интересно, что в парламент сумел также пройти Альянс патриотов, который называют наиболее пророссийской партией Грузии. А вот бывший мэр Киева Леонид Черновецкий в грузинский парламент хоть и баллотировался, но не попал: его адаптация к грузинским реалиям куда хуже приспособленности Саакашвили к украинским.

Конечно, Михеил Николозович может рассчитывать на результаты второго тура в мажоритарных округах, однако шансы на общую победу призрачны. Коалиция ЕНД и "мечтателей" невозможна априори, в ходе парламентских кампаний 2012 и 2016 годов они были и остаются непримиримыми оппонентами. Отсюда простой вывод: Саакашвили будет вынужден сосредоточиться на политической деятельности в Украине. В Грузии же будет работать его супруга Сандра Рулофс, проходящая вторым номером списка Единого национального движения.

"Не исключено, что Михеил Николозович попытается спровоцировать свою отставку и использует этот шаг как катализатор роста собственной популярности"

Напомню, что уже почти 17 месяцев бывший грузинский президент возглавляет Одесскую ОГА. В Украине от него ожидали превращения непростого региона в процветающую часть Причерноморья, но Саакашвили пока не продемонстрировал присущего ему блеска и размаха. Порой кажется, что руководить областью, состоящей из 26 районов с непростым этнодемографическим ландшафтом и граничащей с Приднестровьем, политику мирового масштаба скучно, хотя рычаги управления в его руках сосредоточены нешуточные. Можно сказать, беспрецедентные по сравнению с другими главами ОГА.

Позволю себе также напомнить, что до ноября 2018 года Саакашвили не может баллотироваться в Верховную Раду, а на президентский пост в Украине он сможет претендовать не раньше 2023 года. Представить себе изменение законодательства под известного политика и постоянного друга (а теперь и гражданина) Украины крайне сложно, и теперь у него не остается выбора — необходимо отрабатывать щедро розданные в мае 2015-го авансы.

Сомневаюсь, что Михеил Саакашвили в одночасье станет эффективным руководителем области. Секрет его успеха в Грузии во многом заключался в сосредоточении полномочий в руках главы государства, а как главе ОГА ему приходится ориентироваться на правительство и АП. Да и антикоррупционная тема для него выглядит скорее лишь ракетой-носителем, способной вывести политический проект на орбиту общеукраинской популярности. Более вероятно, что известный политик может попытаться возглавить новое партийное объединение, но для этого необходимо просчитать последствия такого шага.

Ключевым для политического будущего Саакашвили сегодня выглядит его позиционирование по отношению к президенту Петру Порошенко. С одной стороны, выпускники КИМО до недавнего времени сохраняли, как минимум, нейтралитет в отношениях. С другой — критика Порошенко может дать его бывшему однокашнику импульс для роста популярности. Саакашвили, воспринимавшийся в Грузии как протеже Эдуарда Шеварднадзе, в свое время выступил против "Седого лиса". Не исключено, что, вновь применив подобную тактику, Михеил Николозович попытается спровоцировать свою отставку и использует этот шаг как катализатор роста собственной популярности.