Разделы
Материалы

В порочащих связях замечен. Чего ожидать от нового главы Укравтодора

Какими бы ценными ни были кадры, одними перестановками проблему коррупции и низкой эффективности госуправления не решить

Фото: Damian Burzykowski / newspix.pl

На днях к когорте польских экспатов в украинской власти присоединился экс-министр транспорта Польши Славомир Новак. Премьер Владимир Гройсман назначил его исполняющим обязанности главы Укравтодора. В отличие от признанного экономиста Лешека Бальцеровича и бывшего главы польского МВД Ежи Миллера, которые сейчас исполняют обязанности советников президента, а также главы Укрзализныци — харизматичного рокера Войцеха Балчуна, Новак — фигура крайне неоднозначная.

Новак стоит у истоков польской партии Platforma Obywatelska (Гражданская платформа), созданной в 2001 году. Он был неизменным депутатом сейма от этой партии вплоть до 2015 года. Кроме того, его называют доверенным лицом одного из лидеров партии — нынешнего председателя Европейского совета Дональда Туска. Во время премьерства Туска в 2011–2013 годах Новак занимал пост министра транспорта.

Министерское кресло стало вершиной карьеры Новака. В 2013 году разразился "часовой скандал" — журналисты заметили на руке чиновника дорогой на вид хронометр, покупку которого министр не задекларировал. Сам Новак говорил, что получил часы в подарок и не знает, сколько они стоят, эксперты же называли суммы от 10 до 30 тыс. злотых ($3–$10 тыс.). Достоверную стоимость предмета роскоши определить не удалось, так как часы оказались в плохом состоянии, а в каком виде их купили, не знал никто.

Тем не менее о часах Новака заговорила вся Польша. История необычная — скандалы с дорогими аксессуарами польских чиновников происходят регулярно, но, как правило, они не выходят за пределы желтой прессы.

Однако в случае с Новаком, скандал с часами разворачивался на фоне еще одной истории. Незадолго до этого были опубликованы результаты аудита польских железных дорог PKP, который обнаружил переплату до 50 раз при закупке систем безопасности для поездов. А одному из польских журналистов удалось тайно записать разговор Новака с вице-президентом Предприятия эксплуатации нефтепроводов (польский аналог Укртранснафты) Дариушем Завадски и заместителем министра финансов Анджеем Парафиановичем, с которыми тот ужинал в ресторане. Как следует из записи, Новак пренебрежительно отозвался о нерациональном использовании средств на железной дороге. "В РКР 30 банок (банка — 100 злотых, жаргонное) это вообще не деньги, там разговор начинается от 100", — сказал он. Кроме того, Новак жаловался Парафиановичу на то, что налоговая "цепляется" к его жене за неправильно заполненную декларацию.

"Если чиновнику удастся привести в порядок украинские дороги, о состоянии которых поляки наслышаны, его политическое будущее на родине будет выглядеть уже не столь мрачно"

Часы Новака попали на обложки всех польских журналов и газет. Чиновнику пришлось подать в отставку, против него завели уголовное дело. В конце концов Новаку удалось доказать свою невиновность в суде, но его часы Польша активно обсуждала вплоть до 2015 года.

И все же, хоть на биографии Новака есть пятна, призвание "варяга" для руководства Укравтодором — выбор неплохой. Новак — сильный специалист. В профессиональном плане ему удалось сделать немало. Люди, которые регулярно ездят в Польшу, прекрасно знают, что дороги пристойного качества в этой стране массово стали появляться перед проведением Евро-2012, именно при Новаке.

И будем честны: покупка министром часов стоимостью до $10 тыс., может, и стала для Польши вопиющим проявлением коррупции, но для нас это — так, детская шалость. Если посмотреть на декларации 90% наших чиновников и народных депутатов, то выяснится, что их доходы не позволяют приобрести даже простенький Casio. Хотя вид у них при этом откровенно не бедствующий. Может, это звучит цинично, но пациенту с гангреной, глядя на прыщавое лицо хирурга, не стоит восклицать: "Врач, вначале исцели себя сам".

Впрочем, это лирика. Гораздо важнее мотивы Новака возглавить Укравтодор. С большой вероятностью можно предположить, что основной его мотив — это шанс вернуться в польскую политику, реформировав коррупционное предприятие в соседней стране. Новак прекрасно понимает, что на родине он политический труп — после скандала с часами он больше не пытался получить депутатский мандат. Если же чиновнику удастся привести в порядок украинские дороги, о состоянии которых поляки наслышаны, его политическое будущее на родине будет выглядеть уже не столь мрачно.

Да и воровать иностранцу, не имея неформальных связей и не понимая правил теневой игры, куда сложнее, чем местным кадрам, хотя бы в первое время. А вот что будет спустя год-два, зависит уже не столько от Новака, сколько от высшего руководства страны.

Кардинально решить проблему коррупции в Укравтодоре можно лишь превратив ведомство из "вещи в себе", структуры, которая сама заказывает работы, сама их выполняет и сама оценивает качество работ, в координирующую структуру. Заказчиком же, исполнителем и контролером качества работ должны стать независимые структуры, и желательно не государственные. Разговоры о децентрализации Укравтодора и введении независимого контроля качества дорожных работ начались еще в 2013 году. Почему с тех пор дело не продвинулось дальше разговоров — вопрос риторический.