Мы их теряем. Как в Одессе избавляются от местных достопримечательностей
Знаменитые одесские дворики могут уйти в прошлое после того, как был принят новый градостроительный план
29 октября в Одессе была разрушена дача Докса – застройщик снес дореволюционное здание на Гагаринском плато, несмотря на протесты одесситов и специальное распоряжение областной администрации. А примерно неделей ранее на внеочередной сессии Одесского горсовета промэрским большинством был принят новый градостроительный план Одессы — так называемый зонинг. В соответствии с ним исторический центр города, где должны соблюдаться требования по охране объектов культурного наследия, оказывается очень урезанным. В него не попадают многие дома, улицы и скверы, которые по в сознании одесситов тоже относятся к историческому центру Одессы. Зонинг был принят с удивительной быстротой, без учета критики и предложений, внесенных специалистами и общественностью – примерно так же, как была снесена дача Докса. А теперь новый план грозит размыванием или даже потерей архитектурной уникальности Одессы.
Когда-то я вывел для себя удачное, на мой взгляд, определение города. Город — это дома и люди. И если мы говорим про какую-то уникальность города, в нем должны быть уникальные дома, уникальные люди либо и то и другое. В случае с Одессой я бы говорил про последний вариант. И я думаю, никто не будет спорить, что одной из архитектурных визитных карточек Одессы являются ее внутренние дворики. Это как раз то соединение домов и жителей, в результате которого рождается легендарная атмосфера города. Одесские дворики воспели писатели и поэты, их изображают художники, в них собирают материал для выставок фотографы. И, конечно, по ним водят туристов экскурсоводы. Это настоящий дар, который 200 лет назад получил город и который во многом сформировал его славу. Заботится ли кто-то о нем сегодня? Видна некоторая работа городских хозяйственников по обновлению фасадов исторических зданий, но самый "цимес" Одессы, ее дворики, обделены вниманием и подвержены только разрушительному воздействию времени.
Видна работа городских хозяйственников по обновлению фасадов исторических зданий, но самый "цимес" Одессы, ее дворики, обделены вниманием и подвержены только разрушительному воздействию времени
Порой даже создается впечатление, что про них забыли сознательно: когда это "старье" наконец разрушится, сколько земли в центре освободится под застройку! Да что там говорить, если в городе уже началась циничная ликвидация исторических памятников архитектуры. Перечислю только некоторые недавние нашумевшие дела: строительство возле знаменитого Дома-стены в Воронцовском переулке, обрушение Масонского дома на Княжеской улице (проданного под гарантии реконструкции), снос особняка Константина Тиля, последнего дома дореволюционной постройки на Люстдорфской дороге. А тут еще Одесский горсовет принял новый зонинг, фактически развязывающий руки массовому строительству в историческом центре города. Тревожно это все.
А теперь представьте картину: Одесса, конец ХХI века. По центру города ходит экскурсионная группа. Туристы восторженно фотографируют серые коробки высоток из стекла и бетона, с открытыми ртами слушают текст экскурсовода про то, сколько бетона ушло на постройку этого дома. Что только в этом доме житель 15-го этажа знает кое-кого с 16-го. Что постройка этого дома — образец знаменитой одесской смекалки, когда сначала заявлялось, что это будет детский садик, потом — поликлиника, затем — пятиэтажная винтажная гостиница для привлечения в город туристов и, наконец, 25-этажный жилой дом. Юмор и фантастика? Отнюдь, все к этому идет. Как бы нам не пришлось потом "увидеть Одессу и умереть", но не от счастья, а от стыда. Одесский дворик рискует повторить судьбу римского Колизея, сначала разрушенного варварами, а затем забытого властями.
Не буду спорить, сегодня многие одесские дворы, особенно на Молдаванке, устарели морально и материально. Многие из них с уродливыми самостроями, пристройками, пластиковыми балконами имеют весьма жалкий вид и явно не тянут на историческое наследие. Но и есть и настоящие шедевры, к которым стоит только приложить руку — и они будут славить наш замечательный город еще не один десяток лет. Нашему городу нужна программа по сохранению этого уникального исторического наследия, а пока о двориках заботятся лишь те, кто вынужден это делать, — их жители. Часто коряво и безвкусно, так что работать надо и с ними.
Пожалуй, единственное исключение в этом плане — отреставрированный внутренний двор и дом, в котором жил Леонид Утесов. Теперь там помимо жилых квартир располагается и квартира-музей одного из самых знаменитых одесситов. Любо-дорого посмотреть, туристы становятся в очередь. Но ведь есть еще дворики Ильи Ильфа, Юрия Олеши, Корнея Чуковского, Михаила Жванецкого... Кажется, нет такого одесского двора, в котором бы не проживала какая-то замечательная личность.
По собственному опыту скажу одесситам, что при должном напоре добиться от чиновников ремонта внутренней придомовой территории все же можно. Для этого нужна минимальная юридическая грамотность, желание и время. А всем остальным посоветую: спешите посетить одесские дворики, эту заброшенную культурную ценность, пока еще есть на что посмотреть. Например, двор на Колонтаевской, 21, где снимался сериал "Ликвидация"; дворик на Малой Арнаутской, 14, где еще совсем недавно жил Капитан Гуга, Железный эсквайр, устроивший в старом колодце настоящий пиратский трюм, или двор на Дерибасовской, 3, где стоит памятник изобретателю языка эсперанто. Для этого даже не нужна теплая погода, одесские дворы прекрасны в любую пору года. Вас ждут осыпающиеся желтоватые стены из глыб ракушняка, столетняя черная итальянская лавовая плитка, причудливо изгибающиеся металлические лестницы, натянутые во всех направлениях веревки для белья, кованые решетки и балконы, коты, виноград, остатки колодцев, палисаднички, снующие дети, вечные бабульки, философствующие алкаши... А еще клумбы, флигели, сарайчики, сделанные на скорую руку из подручного материала, но на века. Все это вместе взятое и представляет собой одесский двор. Их сотни, все они неповторимы и живут своей уникальной самодостаточной жизнью. Пока еще живут.