Разделы
Материалы

Диктатура здравого смысла. Как украинским политикам войти, а не влипнуть в историю

Что должны сделать украинские политики — долларовые миллионеры, чтобы окончательно не влипнуть в историю

Фото: УНИАН

Кто бывал в ведущих университетах Северной Америки, пусть и не как студент, а просто как гость, не мог не увидеть специальные информационные таблицы, которые висят обычно в холле главного корпуса. Иногда позолоченные, но, как правило, скромные по исполнению. На них зафиксированы имена людей, реже компаний, которые являются основателями, меценатами, партнерами или просто благотворителями данного учебного заведения. Суммы фигурируют разные, но иногда просто огромные, опровергающие самые смелые представления о границах возможного.

В Бостоне, штат Массачусетс, с 1970-х годов существует Украинский научно-исследовательский университет Гарвардского университета, созданный выдающимся востоковедом Омеляном Прыцаком. Деньги на Украинский Гарвард дали обычные украинцы из стран послевоенного расселения — от Канады и США до Австралии и Бразилии. Кто-то перечислил один доллар, фунт стерлингов или франк, кто-то — десятки и даже сотни тысяч. Некоторые завещали все свое имущество — дома, квартиры, банковские накопления украинским студиям в Гарварде. Речь идет о десятках миллионов долларов.

К примеру, в 1980-м году умер врач из Кливленда Евгений Омельский, буковинец по происхождению, американец по паспорту. Он завещал все свои деньги, а это $90 тыс., "на Гарвард". Была учреждена издательская программа его имени.

Человека давно уже нет, но память о нем живет. И Украинский Гарвард живет, и мы сейчас вспомнили о замечательном докторе-меценате Омельском.

Перенесемся в наши дни. Мне трудно судить, о чем говорят люди в перерывах на работе, в студенческих аудиториях и пригородных маршрутках, но Faсеbook уже которую неделю обсуждает опубликованные в системе Национального агентства по предотвращению коррупции электронные декларации государственных служащих и народных депутатов. Не то чтобы все сильно удивились тому, что материальное положение так называемых слуг народа, мягко говоря, выше среднего. Но количество наличных денег на руках, а речь идет в отдельных случаях о десятках миллионов гривен, вызвало шок. И, как следствие, потоки того, что исследователи называют "языком ненависти".

"Было бы неплохо, если бы антикоррупционные органы не оставили факты подобных "явок с повинной" без внимания. Госслужащие и народные депутаты, владеющие доходом и собственностью явно не по карману, не имеют права на снисходительность"

Да, есть предположение, что задекларированные 133 миллиона на руках у скромного народного депутата — это не реальные деньги весом в несколько центнеров, а оригинальная идея де-юре легализовать будущие расходы и неофициальные доходы. Было бы неплохо, если бы антикоррупционные органы не оставили факты подобных "явок с повинной" без внимания. Госслужащие и народные депутаты, владеющие доходом и собственностью явно не по карману, не имеют права на снисходительность.

Но особых надежд на государство нет. Проверки будут идти долго и, скорее всего, ничего не покажут. В конце концов декларанты не дураки и не самоубийцы. И если уж они решились показать огромные состояния, то перед этим, как говорится, соломку подстелили.

И тут может и даже должно вступить в игру общество. Если в стране достаточно людей, которые явно не бедствуют и по формальным признакам принадлежат к классу политической элиты, то нужно попытаться вложить им в головы несколько простых идей. Одна из них — та, с которой я начал этот текст. И это не обязательно должен быть университет. Пусть это будет волонтерское движение в поддержку армии, фонд "Таблеточки" или исторический "ликбез" для юго-востока Украины. Идей, которые нуждаются в поддержке, много. Гораздо больше, чем тех представителей мира политики, которые думают о будущем для страны, а не только для себя.

Элита — это еще и мудрость. Должно быть понимание того, что недальновидно строить личное счастье в окружении не таких благополучных и, скажем откровенно, часто очень недобрых к политикам людей. Коллекции исторического оружия, эксклюзивные автомобили, винные подвалы и прочие предметы отнюдь не первой необходимости — это привет из прошлого. В мировой политике так давно не живут. Быть может, за исключением России и ряда восточных деспотий. Политики в Европе и Америке предпочитают лишний раз не раздражать обывателя-избирателя и уж тем более не демонстрировать бешеные деньги, которых у них по определению быть не может.

Тридцатилетние политики — долларовые миллионеры, ни дня не проработавшие в бизнесе, это реалии Украины. Гарвард — это реальность украинской Америки. Страна нуждается в эндаументах — вечных фондах, которые будут поддерживать образование, науку, культуру и независимый третий сектор. Пусть даже именных — самолюбия благотворителя никто не отменяет. Если наши политики хотят войти в историю, а не влипнуть в нее, это как раз правильный путь.