Разделы
Материалы

Без страха и с упреком. Как в мире защищают обличителей коррупции

На стороне тех, кто сообщает о преступлениях, должен быть специально разработанный закон

Фото: открытые источники

Обличать коррупцию в Украине уже не стыдно, но еще не модно. Еще нет показательных кейсов наказания коррупционеров, общество делает только первые робкие шаги в сторону обличения (или whistleblowing). Одним из таких примеров стало недавнее выступление волонтеров против коррупции в Обществе Красного Креста Украины, но это лишь капля в море. Пока наше общество не знает о своих правах, а законодательство несовершенно, коррупция будет жить и множиться в тишине.

Что показательно, практика работы с обличителями коррупции может быть довольно успешной в нашей стране, ведь украинцы гораздо меньше, чем европейцы, подвержены страху. Исследование "Барометр мировой коррупции 2016", которое традиционно проводит Transparency International, свидетельствует, что лишь 14% наших сограждан боятся сообщать о коррупции, опасаясь мести. При этом в странах Европы и Центральной Азии боится сообщать о коррупции каждый третий.

В мире существуют различные практики защиты обличителей коррупции. Одни из лучших те, которые позволяют обличителям добиться не только возвращения значительных средств в бюджет, но и самим получить солидное финансовое вознаграждение. Рассмотрим, как это законодательство работает в разных странах.

Южная Корея

Южнокорейский закон 2011 года о защите обличителей считается одним из наиболее совершенных. Он предназначен для защиты и материального вознаграждения государственных и корпоративных обличителей, сообщающих о нарушениях, связанных с безопасностью, здоровьем, окружающей средой, защитой прав потребителей и добросовестной конкуренцией. О незаконных действиях можно проинформировать Комиссию по гражданским правам и борьбе с коррупцией, которая сочетает в себе функции антикоррупционного бюро и омбудсмена. Она принимает заявления, передает проверенные факты соответствующим учреждениям для проведения расследования и отправляет результаты обратно информаторам. Она также исследует заявления о репрессиях против обличителей и может предоставить широкий спектр защиты, включая защиту от аннулирования разрешений, лицензий и договоров. В одном из случаев комиссия даже потребовала от полиции обеспечить физическую защиту обличителя, включая патрулирование района, где он проживал. В 2002–2013 годах Комиссия по гражданским правам и борьбе с коррупцией получила 28 246 сообщений о нарушениях. В результате были раскрыты 220 случаев, $60,3 млн вернулись в бюджет, а $6,2 млн были выплачены обличителям в качестве награды.

"Лишь 14% наших сограждан боятся сообщать о коррупции, опасаясь мести, — в странах Европы и Центральной Азии боится сообщать о коррупции каждый третий"

США

Закон о клевете 1860 года позволяет частным гражданам подавать иски от имени правительства о возврате средств, украденных из-за договорного мошенничества. В качестве компенсации за риск и усилия, информаторам может быть передано от 15% до 25% от любых изъятых средств и штрафов. Согласно этому закону, правительство США смогло получить $35 млрд в виде штрафов и украденных денег с 1986 года, а Комиссия по ценным бумагам и биржам только в 2013 году выплатила информаторам более $14 млн "в знак признания их вклада в успех выполнения действий по борьбе с мошенничествами". С 2007-го по 2012 год число разоблачений, зарегистрированных сотрудниками федеральной полиции, увеличилось с 482 до 1148, а число положительно решенных дел обличителей выросло с 50 до 223. Многие общественные организации в США обеспечивают поддержку обличителям и борются за их правовую защиту.

Вот только некоторые примеры того, как обличители коррупции предотвратили преступление, помогли стране и заработали при этом денег:

  • В 2009 году четыре информатора подали иски против фармацевтической компании Eli Lilly за маркетинг незаконного препарата, не одобренного FDA. Eli Lilly были оштрафованы на $1,415 млрд, сумма включала $515 млн уголовного штрафа и $800 млн гражданского урегулирования. Четыре информатора разделили между собой награду в размере $78,87 млн.
  • В 2009 году информатор заявил, что фармацевтическая компания Walgreens незаконно подняла цены на рецепты, оплачиваемые государством по программе страховки Medicaid. Информатор-фармацевт, который подал иск о мошенничестве против правительства, получил $5 млн в качестве награды.
  • В 2003 году фармацевт поймал руководство Johnson&Johnson на мошеннических приемах маркетинга. В иске утверждалось, что фармацевтическая компания способствовала продвижению препарата от шизофрении, не одобренного FDA, для снятия тревоги и агрессии у пациентов со слабоумием. Информаторы вознаграждены премией в размере $27,7 млн.

Италия

Пять лет назад в Италии Чиро Ринальди, сотрудник Министерства экономического развития, сообщил, что его коллеги прогуливают работу, заполняя неправдивые отчеты о своем присутствии в офисе. Несмотря на то, что кодекс этики для государственных служащих требует сообщать о незаконной деятельности, Ринальди подвергся преследованиям, а его доклад игнорировался местными властями. Тогда он обратился в финансовую полицию, которая использовала скрытые камеры, чтобы задокументировать нарушения. Фигурантами судебных разбирательств стали 29 человек, в том числе четыре руководителя. Спустя год, в 2012 году, Ринальди получил правительственную награду. После этого в Италии началась активная общественная и политическая дискуссия вокруг преимуществ обличения, а еще некоторое время спустя в Милане была создана система защиты обличителей — муниципальных служащих, направленная на предотвращение коррупции и других нарушений.

"Комиссия по ценным бумагам и биржам только в 2013 году выплатила информаторам более $14 млн "в знак признания их вклада в успех выполнения действий по борьбе с мошенничествами"

Япония

Закон о защите обличителей в Японии часто называют одним из лучших в мире, хотя он имеет множество ограничений, в том числе требование, чтобы информаторы не вредили интересам других людей. Осенью 2011 года бывший генеральный директор Olympus Майкл Вудфорд сообщил в правоохранительные органы о сокрытии компанией огромных потерь инвестиций на протяжении 13 лет. Вудфорд был уволен в том же 2011 году, прежде чем компания признала, что более 20 лет скрывала неэффективные финансовые операций и убытки для поддержания высокой стоимости акций. Но в результате внесудебного урегулирования Вудфорд получил $15,4 млн компенсации за свое увольнение. Впоследствии четыре топ-менеджера, обвиненные в махинациях в корпорации, подали в отставку.

Таким образом, наличие сильного законодательства о защите обличителей коррупции работает сразу во многих направлениях: коррупционеры отвечают перед законом, в бюджет поступают ранее скрытые от налоговой средства, информаторы стимулируются вознаграждением, растет раскрываемость преступлений, государство улучшает свои позиции в коррупционном рейтинге — и все это способствует уменьшению коррупционного климата в стране.

В Украине уже существует разработанный общественными активистами законопроект о защите обличителей общественно важной информации. Он предусматривает невозможность увольнения обличителя, защищенные каналы для информирования, обеспечивает обличителю социальные гарантии и материальную компенсацию. И если парламент проголосует за этот законопроект, украинские обличители коррупции получат защиту, вознаграждение и права, а коррупционеры понесут заслуженное наказание.